читайте также
Никогда не забуду юбилейную, 25-ю, встречу выпускников Гарвардской школы бизнеса и лекцию «Куй свое счастье» профессора Говарда Стивенсона. Переполненная аудитория внимала совету профессора: стремишься к большому успеху — строй бизнес с учетом масштабных тенденций. «Что это за тенденции?» — спросил он слушателей, и мы начали перечислять: рост Китая, недостаток ресурсов, изменение климата… Тут мы запнулись. Учитывали ли мы эти факторы при разработке стратегий?
Всемирный фонд дикой природы — конечно, не коммерческая структура, а крупнейшая в мире природоохранная организация, но мы, формулируя свою стратегию, раньше других вынуждены были обратить внимание по крайней мере на один из этих трендов. Мы распределяем средства и привлекаем людей к спасению тех уголков планеты, от которых зависит существование некоторых видов животных и даже людей — речь идет об Амазонии, Меконге, тихоокеанских коралловых рифах. Изменение климата вынуждает нас пересматривать свои приоритеты, поскольку и животным, и людям приходится приспосабливаться к переменам и мигрировать.
Например, нам нужно выяснить, какие рифы продержатся дольше, если изменятся океанские течения и температура воды, и послужат «семенным фондом» для будущего возрождения. В лесистых зонах мы должны размечать проходы, обращая внимание на ранние признаки заболевания деревьев и пути миграции животных, чтобы ничему не навредить.
Но сейчас уже не только экологи учитывают климатические факторы. Прозорливые бизнесмены тоже ищут способы снизить финансовые и репутационные риски и обеспечить себе в будущем надежный источник ресурсов. Я знаю об этом потому, что мы сотрудничаем с крупнейшими международными фирмами и видим, как меняется их стратегия. Почти все партнерские отношения начинаются с того, что руководство компании искренне пытается понять, что угрожает их бизнесу в долгосрочной перспективе. Попробуйте обсудить этот вопрос у себя в организации, и, уверен, кто-нибудь заговорит о климате. А также напомнит вам, что ваш бизнес в значительной степени зависит от природных ресурсов и энергии — от предсказуемости объема их запасов и уровня цен.
Обычно компании быстро переходят к первому важном шагу: вычисляют, какой ущерб они сами наносят окружающей среде, и задаются целью сократить вредное воздействие. Это мы тоже проходили. В результате мы решили сократить количество командировок и переоборудовать свои офисы так, чтобы они отвечали высокому экологическому стандарту LEED Platinum.
Второй, более значимый шаг — использование уникальных ресурсов компании. Корпорации с международной цепочкой поставок могут существенно повлиять на рынок. Важным условием сотрудничества с такими организациями, как Walmart, Coca-Cola и McDonald’s, например, стало устойчивое развитие потенциальных партнеров.
Третий шаг — заключение неочевидных союзов ради достижения амбициозных целей. Все чаще складываются партнерства корпораций и НКО, все больше отраслей объединяют усилия, забывая о конкуренции, чтобы создать рынки для экологически чистой продукции. Эта новая тенденция открывает перед WWF новые перспективы. Сейчас, когда корпорации вместе противостоят климатическим изменениям, мы можем немало предложить им: экологическую экспертизу, инновации, глобальный охват, известный бренд, что тоже способствует сотрудничеству. Появление таких услуг знаменует собой серьезные перемены в нашей стратегии.
Для нас, как и для многих компаний, климатические изменения означают не только необходимость пересмотреть стратегию. У всех появляется шанс создать что-то новое. Бизнес должен меняться — и чем тщательнее руководители будут просчитывать свои ходы, тем лучше будет житься всем нам.