читайте также
Как заставить компанию уменьшить выбросы? Ввести налоги или штрафы? Ученые из Университета Чикаго и Лондонской школы экономики исследовали другой подход — мониторинг сотрудников, внедрение для них целевых показателей и премирование за экономию топлива.
Исследователи работали с компанией Virgin Atlantic Airways, предоставившей данные о 335 пилотах и 40 000 рейсах. Изучив действия пилотов и определив исходные показатели, они произвольно разделили командиров кораблей на четыре группы и провели эксперимент с тремя, а четвертую оставили контрольной. Участникам первой группы сообщили, что их работа будет оцениваться по трем аспектам: контроль расхода топлива до вылета (оптимизирован ли запас горючего или борт несет лишний груз), контроль во время полета (выбор маршрута, скорости и высоты) и контроль после приземления (отключение части двигателей во время руления в аэропорту). Раз в месяц они получали распечатки со своими результатами.
Членам второй группы также сказали, что за ними будут следить, и каждому назначили целевой показатель — с учетом прошлого. Ежемесячные отчеты показывали, достиг ли человек своей цели. Третьей группе сообщили, что будут контролировать, задали каждому цель и пообещали поощрение: если план экономии выполнен, компания сделает пожертвование в благотворительную организацию по твоему выбору.
Каждую из групп анализировали восемь месяцев. Контроль расхода улучшился во всех четырех, в основном за счет того, что люди поняли: за ними следят. Подавляющее большинство пилотов сразу показали улучшение во всех трех областях. Дополнительно снизили расход топлива и те, кому задали планку — но не те, кому обещали сделать пожертвование (хотя это повысило их удовлетворенность работой). За время эксперимента компания Virgin сэкономила $5,4 млн на топливе и сократила выбросы CO2 более чем на 21 500 тонн. Многие из улучшений сохранялись в компании полгода и более после завершения эксперимента. «Государство и бизнес борются с изменением климата, и наши данные отчетливо демонстрируют, что сотрудников можно привлечь в союзники — стоит их немного подтолкнуть, и они станут союзниками», — отмечают исследователи.