читайте также
Исламская финансовая система переживает бурный рост. Все больше услуг в мире предоставляется в соответствии с исламскими религиозно-правовыми нормами — шариатом. Банковский бизнес, построенный на его принципах, стал для мусульманских рынков обычным явлением. В 2005 году более половины вкладов в Саудовской Аравии и около 40% — в других странах Персидского залива управлялись по законам шариата. К 2010 году отвечать требованиям ислама будет пятая часть банков Малайзии. По оценке Standard & Poor’s, уже около $750 млрд управляется в соответствии с шариатом. А по данным Всемирного банка, исламские услуги предлагают более 300 финансовых учреждений. Примерно четверть населения Земли — мусульмане, и через десять лет половина их сбережений может храниться в шариатских банках.
Финансовые операции «по шариату» уже перешагнули границы мусульманских стран. Например, консорциум инвесторов из США и с Ближнего Востока приобрел у Ford производство автомобилей Aston Martin за $848 млн. Сделка отвечала исламским законам — этого требовали кувейтские участники. Вторая по величине в США сеть кафе Caribou Coffee контролируется частной инвесткомпанией, которая управляет своими капиталами по законам шариата.
Неудивительно, что этой тенденцией заинтересовались глобальные игроки. Citigroup, HSBC, Deutsche Bank, Standard Chartered, ABN AMRO и множество других банков создают исламские подразделения. Они инвестируют в продвижение услуг на мусульманские рынки и сотрудничают с независимыми специалистами по шариату — в частности, формируют «шариатские наблюдательные советы», которые помогают банкам следовать исламскому законодательству и оценивают новые продукты и сделки. (О том, как кредитные организации подстраиваются под требования шариата, можно узнать из отчета «Развитие индустрии исламских финансовых услуг» за май 2007 года, который размещен на сайте ifsb.org.)
Ключом к успеху этого сектора стала скорость разработки предложений. В их числе разнообразные услуги для организаций и частных лиц (лизинг, жилищное финансирование, потребительские кредиты), сотни паевых фондов, инвестирующих в недвижимость, и иные низкорисковые услуги, например срочные банковские вклады. Стремительно развивается рынок так называемых сукуков — это род облигаций, отвечающих шариату. О намерении выпустить подобные ценные бумаги заявил Центральный банк Японии, на рынке уже обращаются сукуки германской Федеральной земли Саксония и одной из техасских нефтяных компаний.
Банкам традиционного типа и законодателям стоит обратить внимание на некоторые принципы исламской финансовой системы. Например, шариат требует, чтобы участники сделки сообщали друг другу обо всех ее рисках и выгодах. Если бы компании работали по таким правилам, они избежали бы кризиса плохих кредитов. А запрет на продажу товаров и ценных бумаг без покрытия мог бы остановить спекулятивные сделки, которые дестабилизируют развивающиеся рынки. Также было бы сложнее составлять расплывчатые финансовые контракты с множеством скрытых штрафов и темных мест. Но наиболее интересен следующий запрет, лежащий на стыке финансовой деятельности и этики: люди не должны извлекать выгоду из того, что считают безнравственным. В современной корпоративной среде все большее значение придают тому, чтобы следовать этическим принципам. В исламском бизнесе уже созданы формальные механизмы контроля, помогающие соблюдать шариат. Они могут послужить моделью для компаний, которые уделяют внимание корпоративной социальной ответственности.