Обычная магия | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Обычная магия

Автор: Гришаков Максим

Обычная магия

читайте также

Экономические причины вашего личностного кризиса

Умар Хак

«Чуть-чуть диктатор»: зачем основателю стартапа совмещать разные стили руководства

Маркус Баер,  Стивен Грей,  Эндрю Найт

Китай пока еще не готов стать глобальным лидером

Уильям Керби,  Уоррен МакФарлан

«Я пишу для самого вдумчивого и глубокого читателя. Таких немало»

Анна Натитник

читайте также

Очень часто умение воплощать в жизнь нестандартные решения становится одним из главных конкурентных преимуществ компании. Вопрос только в том, как их генерировать и стимулировать.

О «больших идеях» и способах создания инновационной культуры написаны тысячи трудов. А что если взглянуть на проблему с точки зрения типов мышления? Психологи утверждают, что в любом человеке живет четыре таких типа: магическое, героическое, сдержанное и циничное. В каждый конкретный момент доминирует­ какой-то один, но по мере взросления человека этот ­основной тип меняется.

Магическое мышление лучше всего характеризует одна простая фраза: возможно все. Оно присуще детям в возрасте до 4—6 лет. Уже в два года мозг ребенка по размеру достигает 75% мозга взрослого. В нем еще не сформировались устойчивые связи — ассоциации и логические зависимости, — и поэтому он на пике творческой активности. Дети разговаривают с игрушками, совершают межпланетные перелеты и попадают на страницы книг. Они не проводят грани между реальностью и воображаемым миром. По мере взросления реальность накладывает на маленького человека все больше ограничений, вынуждая его эту грань провести. Но магическое мышление присуще не только детям: ощущение безграничности возможного — вообще самое творческое и продуктивное состояние. Грандиозные открытия — плоды именно магического мышления; если человек пропускает все через «фильтры реальности», вряд ли его осенит гениальная догадка. Альберт Эйнштейн ­утверждал: воображение важнее знаний. Знания описывают­ прошлое, а воображение создает будущее.

Для детей 6—14 лет характерно героическое мышление. Несмотря на уже усвоенные ограничения, они верят в то, что все им по плечу. Лучше всего героическое мышление описывает фраза: я могу. Это этап восхищения героями, подражания кумирам, грандиозных планов. Но именно в этот период начинается блокирование потенциала. От природы дети одарены во всех областях, но со временем им «помогают» этот потенциал заблокировать. Как часто взрослые говорят своим чадам, что у них нет слуха, математических способностей, что у них плохая пластика, ужасная координация… Это разрушает потенциал ребенка, и из готового к подвигам мечтателя он превращается в неудачника, не верящего в свои сверхвозможности.

Наступает пора сдержанного типа мышления. Его девиз: я не могу, я не смогу. Это мышление присуще большинству взрослых людей, а значит, подавляющая часть сотрудников компаний именно его и демонст­рирует на работе. Отсюда апатичность, неуверенность в себе, безынициативность. Формируя бизнес-план, человек с таким мышлением наверняка будет опираться на предыдущий опыт. Поэтому в его плане не будет и отблеска великих целей, грандиозных идей, нестандартных решений и намека на качественно новые продукты. Будущее, построенное на его основе, в каком-то смысле станет отражением прошлого.

Самый деструктивный тип мышления — циничный. Чело­век считает, что «никто не может и не сможет». В отличие от скептика, который готов менять точку зрения в зависимости от ситуации и новой информации, циник настолько уверен в неосуществимости инноваций, что не реагирует ни на какие изменения. Да, бытует мнение, что циничность (не путать со скептицизмом) может быть полезна… И все же циники — самое деструктивное звено. Они тормозят прогресс, генерируя поток негативной энергии, который уходит на споры, и перечеркивают светлые идеи, даже не дав им оформиться. Любая инновация для них — «глупая», «сумасшедшая» или «нереальная». Да, но ведь все ценные идеи поначалу кажутся сумасшедшими и нереальными! В этом и кроется их потенциал.

Я уверен, что многие лидеры задают себе один и тот же вопрос: как высвободить творческий потенциал людей, зарядив их энергией, чтобы «сумасшедшие» идеи превращались в грандиозные проекты? Ответ я нашел в книге­ Riding the Blue Train Барта Сэйла и Суриндера Кумара и много раз проверил его на собственном опыте. Нужно­ прививать в организации магическое мышление и поощрять героическое поведение. Так вы раскрепостите сотрудников и поможете им реализовать творческое начало.

В ответ­ они начнут «поставлять» самые невероятные и гени­альные идеи. Главное — не подпускать к рождению инноваций циников. После того как идеи появятся на свет, придется­ приложить серьезные усилия: отфильтровать ненужное, собрать команду целеустремленных единомышленников и великолепных исполнителей. То есть ­сделать все, чтобы­ превратить магию в результат. Как этого добиться­ — ­другая история.