Забудьте о банках — занимайте у людей | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Забудьте о банках — занимайте
у людей

Финансовый кризис приведет к развитию системы «дружес­кого» кредитования. На примере Lending Club и других органи­заций мы видим, как новые подходы к оценке платежеспособности, в том числе анализ репутации членов социальных сетей, позволяют снизить риски. Когда механизмы «дружеского» финансирования достаточно разовьются, банки возьмут их на вооружение.

Автор: Джон Свиокла

Забудьте о банках — занимайте у людей

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

читайте также

Получить по­требительский кредит становится все труднее, и люди чаще занимают друг у друга. Почему? Во-первых, эволюционируя, человеческое общество накапливает капитал, чтобы финансировать идеи и смягчать риски. Еще римские легионеры подстраховывали друг ­друга, давая клятву заботиться о семьях погибших товарищей. Для акционерных компаний риск — дело привычное. Когда люди объединяют свои финансовые ресурсы, возможностей для обогащения сразу же становится больше.

Во-вторых, занимать у физлиц выгоднее, чем брать ссуду в банке. Самая низкая процентная ставка Lending Club — 7,37%, а средняя банковская по потребительским кредитам — 12%. То есть надежный заемщик получает деньги быстрее и под меньший процент.

Почему такая схема приобретает популярность именно сейчас? Дело в том, что интернет и социальные сети позволяют проводить подобные операции в невиданном ранее масштабе. Кроме того, благодаря электронным средствам можно по-новому оценивать платеже­способность потенциальных клиентов. Lending Club сначала традиционными методами изучает кредитную историю заемщика, а затем анализирует его репутацию, «копаясь» в социальной сети. Для многих Facebook — не больше, чем игра, но умеющие искать найдут там массу ценной информации о клиенте.

И что же дальше? Готов поспорить: инвесткомпании и банки начнут отбирать лучших инвесторов из того же Lending Club и, проверив их платеже­способность, выделять им средства для предоставления еще больших ссуд. Мало того — в ближайшие пять лет у каждого крупного банка будет своя сеть «дружеского» кредитования.

Если бы появился новый законопроект, обеспечивающий покрытие рисков при «дружеских» ссудах, подобные сделки заключались бы и в сфере страхования. Люди, хорошо знающие обстановку в той или иной местности, объединялись бы, чтобы устанавливать стоимость страхования имущества в благополучных районах или добиваться более доступных страховых условий в районах неспокойных.

Напряженная экономическая ситуация будет только способствовать развитию подобных структур. Помяните мое слово: в ближайшее десятилетие именно они станут одной из важней­ших инноваций в секторе финансо­вых услуг.

* деятельность на территории РФ запрещена