читайте также
Oдин из лучших уроков в жизни я получил еще в начале 1990-х. Мы тогда только-только начинали бизнес... В России как раз формировался рынок, все пытались что-нибудь купить или продать: машины, квартиры, мебель, технику — все что угодно. Сама среда и натолкнула нас на идею выпускать газету бесплатных объявлений. В партнеры мы выбрали первую европейскую газету такого рода — Secоndamano. Мне было нелегко убедить итальянских издателей Франко Джуффридо и Лучано Червоне, что мы можем быть достойными компаньонами: у них был печальный опыт общения с советскими издательствами. Франко и Лучано очень ценили в партнерах честность и порядочность, а наши люди, похоже, в этом смысле их разочаровали.
Для нас тогда все было внове: и компьютерные издательские системы, работать на которых нас учили итальянцы, и кабинеты с необычным евроремонтом с евромебелью, разительно отличавшиеся от привычных советских, новые слова «маркетинг», «доля рынка» и, конечно, «налоги».
Вот тогда-то я и получил один из самых важных советов в бизнесе. Однажды мы что-то обсуждали с Франко и Лучано, и они мне сказали: «Леонид, поверь на слово, работать честно и “в долгую” выгоднее, чем “в короткую” — и нечестно. Выиграешь больше». И я просто принял этот совет на веру. Возможно, сейчас эти слова кажутся наивными, но не стоит забывать, что сказаны они были в 1991 году: в России вообще мало кто тогда, например, платил налоги или задумывался о репутации компании. Так вот, с тех пор я руководствовался этим советом в бизнесе — быть прозрачным, даже если это дорого. Не могу сказать, что жаба не душила: мало кто вокруг платил налоги вообще, а мы отчисляли даже идиотский налог за превышение зарплат (был в то время такой налог, позже его отменили). В общем, часто было обидно. Но зато «в долгую» честность действительно оказалась выгодна — как и утверждали итальянцы. К примеру, первый аудит мы провели еще в 1993 году, когда многим это казалось просто смешным. Потом это не раз воздалось сторицей.
В начале 2000-х годов у нас появился новый партнер Джон МакБейн, франко-канадский финансовый гений, который создал крупнейшую в мире империю газет бесплатных объявлений: 28 стран, нескольких сотен изданий. И решающим для него оказалось то обстоятельство, что наша компания была прозрачной и имела долгую историю международного аудита. В России тогда было много хороших прибыльных бизнесов, но мало кто из них мог предоставить достоверную финансовую информацию о себе. Мы — смогли. А позднее Trader Media East стала первой российской медийной компанией, которая провела IPO на Лондонской фондовой бирже; это произошло в феврале 2006 года.
И это лишь один из примеров того, как честность, на которую мы сделали ставку в самом начале пути, принесла плоды спустя многие годы.
(записал Дмитрий Фалалеев)