Коммуникации в соцсетях — сегодня и завтра | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Коммуникации в соцсетях — сегодня
и завтра

Важнейший из мировых трендов — вероятность ухода пользователей из поисковиков в социальные сети.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

Почему так трудно внедрять генеративный ИИ

Дэнни Го,  Марк Эспозито,  Пол Ли,  Теренс Це

Онлайновое обслуживание эффективно, но дорого

Деннис Кэмпбел,  Фрэнсис Фрей

Что делать, если вы не выспались

Кристофер Барнс

Глазами инвестора

Евгения Чернозатонская

Недавно случилось важное M&A событие для российских высокотехнологичных компаний: российский венчурный фонд DST закрыл сделку по покупке ICQ. Можно только порадоваться проникновению российского капитала на международный интернет-рынок. Также недавно DST объявила об установлении контроля над Mail.ru путем обмена акциями. Аналитики пишут, что DST, которая на сегодняшний день является крупнейшим интернет-холдингом в России, возможно, консолидирует свои активы перед выходом на IPO.

Эти сделки симптоматичны, причем здесь мы имеем дело сразу с двумя мощными мировыми тенденциями на стыке человеческой психологии и коммуникаций.

Важнейший из мировых трендов — вероятность ухода пользователей из поисковиков в социальные сети. Даже Google собирается открыть собственную сеть, чтобы пользователь не ушел с поисковика за другим нужным ему сервисом — будь то мессенджер ICQ, «звонилка» Skype или «электронный кошелек» PayPal. Существенную же часть онлайн-сервисов аккумулируют в себе именно социальные сети. Поэтому DST недавно купил себе еще и пару процентов Facebook*.

Еще несколько лет назад Facebook* создала условия и возможности для внешних разработчиков создавать программы для дополнительных услуг внутри сети Facebook* и зарабатывать на этом. Эта инициатива позволила добавить к соцсети многочисленные функции (игры, обмен музыкой, фотографиями, а также голосовые и видео коммуникации), что в свою очередь стимулировало активность пользователей. Facebook* недавно преодолела отметку в 500 млн зарегистрированных пользователей. По данным на начало года, аудитория российского лидера этого сегмента «ВКонтакте» около 50 млн.

При этом важнейшее назначение социальной сети — личное общение — только набирает свой вес. Еще несколько лет назад MySpace интегрировал в себя функционал Skype чтобы пользователи могли звонить прямо из соц-сети. А люди сегодня предъявляют к технологиям коммуникаций все новые требования, чтобы они были многоточечные – и текстовые, и голосовые и видео, то есть как в реальном мире. Кроме того, пользователь хочет и общения, и развлечения, и готов за это платить даже в России. «Одноклассники» только что раскрыли часть финансовых данных за прошлый год. Выручка социальной сети за 2009 г. выросла в 2,4 раза по сравнению с 2008 г., а чистая прибыль — сразу в десять раз.

Facebook*, одна из самых мощных сетей на сегодня в мире, стала конкурентом Google, ведь и те, и другие борются за время и внимание пользователей, которое конвертируется в доходы от рекламы и других способов монетизации аудитории в онлайн. И если в соцсетях люди сидят часами, то на поисковике время присутствия измеряется минутами. Далее у Facebook* есть свои поисковые механизмы, пусть пока и не такие мощные, как у Google, но это пока, и у Facebook* есть вся необходимая инфраструктура, и у обеих компаний, конечно, есть свои мессенджеры — чтобы удержать человека у себя как можно дольше.

Мы движемся к универсальной платформе, которая будет сочетать в себе и сеть, и поисковик, и мессенджер, и почтовый сервер, и многопользовательские онлайн коммуникации в реальном времени, и многие другие сервисы. И потому нас в ближайшее время ждет нешуточная схватка за аудиторию между такими лидерами интернета, как Google, Facebook* и Skype в мире и mail.ru, Вконтакте и Yandex в России.

Теперь о второй мировой тенденции, которая касается соцсетей. Текстовый мессенджер, к которому мы все привыкли, становится технологией вчерашнего дня — только у ленивого его сегодня нет. Да и голоса тоже уже недостаточно. И зачем переходить в Skype, если можно сделать звонок прямо изнутри соцсети нажатием 1 кнопки? Очередь за видео — это новый этап развития коммуникационных платформ. Причем за видео многоточечным. Как и в реальном мире, связи множественны — общение в группах естественно для людей, ведь общение между нами очень часто происходит не в формате 1 на 1, а сразу с несколькими. Кто-то говорит, кто-то слушает, кто-то перебивает. Группы в реальном мире динамически живут – люди подходят, отходят и меняют свои коммуникационные роли на лету. Так же и в онлайне – все технические возможности для этого сегодня уже есть. Тот факт, что с использованием обычного телефона трудно, сложно и неестественно организовывать конференции, приглашать третьего, связан исключительно с технологическими барьерами телефонного аппарата, телефонной сети, которой уже почти 100 лет, и стандартов телефонной связи, которым уже 30 лет.

Но самый популярный телефонный оператор в мире — Skype (который кстати клиент SPIRIT) сделал голосовые многоточечные конференции очень легкими и естественными. Пяти участников разговора часто достаточно, например, для планирования совместного похода или семейного праздника. Skype существует для обмена впечатлениями, для того, чтобы быть с людьми, о которых ты больше всего заботишься: с друзьями, семьей и коллегами. «Социальные сети решают задачу, как быть в контакте с большим кругом людей», — сказал Джош Сильверман, президент Skype. А если вам хочется сыграть в «мафию» с друзьями или разучить «Полет валькирий» с музыкантами симфонического оркестра, раскиданными по всему земному шару, или обсудить рабочий проект с коллегами из разных часовых поясов?

При этом важно отметить, что общение в соцсетях сегодня естественно дополняется не только категорией «развлечение», но и категорией «работа». Создаются нишевые социальные сети для бизнесменов, чиновников и членов закрытых клубов или отдельных социальных групп. Сервис многоточечных видеоконференций в социальной сети (http://www.VideoMost.com ) — уже не только обмен впечатлениями, но и генерирование идей и создание нового контента.

Следующий шаг в развитии коммуникационных технологий за таким видео, которое позволит вам выглядеть в онлайне так, как вы хотите выглядеть, а не таким, какой вы в реальности. Мы называем это синтетическим 3D-видео. Вместо того чтобы наряжаться и прихорашиваться самому для видеосеанса, можно нарядить своего аватара для онлайн-общения. Другими словами, мы можем управлять трехмерным объектом в реальном времени с помощью движений своей головы, мимики и голоса, без нажатия клавиатуры. Человек может стать в онлайне не только моложе и красивее, но и выбрать себе любого героя — аватара — одеть его и заставить говорить так, как хочется. Включая, например, возможность изменить мужской голос на женский — при этом аватар будет говорить то, что говорит пользователь. Синтетическое 3D-видео — это инструмент создания новых виртуальных личностей пользователя в социальных сетях. И это не футуристический сценарий — такие продукты реально работают уже сегодня (http://www.SeeStorm.com, http://www.Boltoonz.ru).

Обратите также внимание, насколько популярны игры в социальных сетях. Много лет назад мир взорвали Sims. А теперь — фильм «Аватар» и виртуальные миры типа Second Life. 3D в кинотеатрах — это уже не инновация, а норма, и все ведущие мировые производители ТВ уже начали выпуск 3D-моделей телевизоров. Производители 3D-телевизоров рассчитывают продать в 2010 году 2,2 млн штук, а к 2013 году добиться того, чтобы 25% всех продаваемых телевизоров были «трехмерными». Домашняя техника выходит за рамки базового назначения: телевизор, подключенный к интернету, это уже большой экран и видеокоммуникационная и игровая платформа. Домашний ПК — центр создания, редактирования и воспроизведения 3D-контента. Таким образом, следующий ожидаемый шаг — глубокое повсеместное проникновение 3D-технологий в уже сформировавшиеся и создаваемые социальные сети и создание на их базе виртуальных 3D-миров. Как именно все это будет использовать потребитель, мы увидим в совсем близком будущем. А монетизировать виртуальный контент в соцсетях уже научились не только в Китае и в США, но даже в России.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена