Упраздните бюрократию в своей команде | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Упраздните бюрократию в
своей команде

Создать команду команд – вот ключ к успеху в XXI веке.

Автор: Крис Фуссел

Упраздните бюрократию в своей команде

читайте также

Готов ли ваш совет директоров к эпохе после COVID-19?

Линн Пэйн

Инновация vs сложность

Аспиналл Кейт,  Марк Готтфредсон

Хватит строить планы — пора решать

Мэнкинс Майкл,  Стил Ричард

Три этапа успешных перемен

Нэнси Дуарте

Люк самолета открывается на высоте 7500 метров. Темно, ледяной воздух обдувает команду десантников, готовящихся к прыжку. Командир всматривается в темноту через прибор ночного видения, видит нужную точку, поднимает руку и указывает в пустоту – без колебаний все люди, один за другим, ныряет в непроглядный сумрак.

Все мы читали об элитных войсках, видели их в кино, а кому-то даже повезло в них служить. Элитные отряды играют в большую игру, спасают людей в чрезвычайных ситуациях, сражаются в разных краях мира. И было время, когда маленькие эффективные команды считались надежнейшим ключом к успеху. В военном деле это был лишь вопрос масштаба: чтобы каждое подразделение оказалось сильнее того вражеского подразделения, с которым ему предстоит столкнуться.

Американская армия на всем протяжении XX века полагается на эффективную иерархию. Высшее командование решает куда и зачем направить тот или иной отряд, молодые командиры стараются добиться со своей командой максимума непосредственно на поле битвы. Бюрократическая модель рассчитана на максимальную эффективность и контроль: власть в том и заключается, чтобы направлять поток информации между различными уровнями иерархии. Такая модель лидерства особенно подходит десанту: в мире немало сложных угроз, но эти угрозы присутствуют в изолированных «карманах», а потому эффективная маленькая команда – идеальное решение.

Но после терактов 11 сентября в борьбе с Аль-Каидой силы быстрого реагирования осознали, что сложные проблемы XXI века не решаются методами XX века. Скорость информационных потоков в условиях всеобщей подключенности меняет облик поля боя. Отдельные группы общаются в режиме реального времени и создают сети, что позволяет им перехитрить более мощную, но чрезвычайно медлительную бюрократическую модель армии. Достаточное условие, чтобы присоединиться к такой сети – мобильный телефон или аккаунт на YouTube. Теперь уже нельзя полагаться на суперсилу малых элитных спецподразделений.

Первым шагом армии стало признание: нашу операционную модель необходимо изменить. Вместо вертикального руководства, высокоэффективной бюрократии, нужно самим выстраивать сеть. Нашей целью было масштабировать эффективность малых элитных групп на другие подразделения. Не множество эффективных лидеров во главе сильных отрядов, а широкая сеть взаимодействующих подразделений (нам нравилось называть себя «командой команд»).

Читайте материал по теме: Лидерство, закаленное службой

Сняв иерархические шоры, мы увидели, что многие представления о перераспределении информации, руководстве и общении следует пересмотреть. Информацию не следует разделять по малым группам, нужно как можно шире раздвинуть границы обмена ею. Прежде подразделения отгораживались друг от друга, но теперь операционные центры и действующие спецподразделения превратились в уникальное сочетание гражданских разведчиков, спецоператоров и партнеров по коалиции. Раньше группы общались один на один по конкретному поводу и это сужало наш круг видения, теперь же день начинался с видеоконференции, на которой тысячи людей со всего мира делились новыми данными. Через несколько лет реформы мы научились применить мощь глобальной кооперации со скоростью и мобильностью налаженной сети.

В такой модели нуждается сегодня любая крупная компания. Если прежде она могла справляться с конкуренцией, опираясь а эффективную иерархию, то в современном мире бизнес-лидеры, использующие сети, могут быстро перегнать тех, кому по-прежнему важнее всего кажутся победы в отдельных сражениях, а не в войне.

Читайте материал по теме: 4 урока лидерства от действующего генерала

Важно отметить, что мы провели реформу, не затронув ни одной организационной схемы. Сдвиг происходил главным образом в сознании, в способе общения и в структуре лидерства. Современные руководители также могут вдохновить свои компании думать, двигаться и действовать как сеть – это прежде всего перемена сознания, и происходит она в первую очередь наверху.

Чтобы принять сетевую модель, организации понадобятся следующие шаги:

  1. Добиться единства целей. Ваша команда полностью разделяет стратегическое видение всей организации? С нашей было не так, мы торчали посреди зоны боевых действий, где, казалось бы, все ответы ясны. Может выясниться, что мнения команд в этом вопросе не совпадают, а в результате они будут мешать друг другу. Пока вы не согласуете цели, нет смысла даже подступаться к более сложным проблемам, ведь их нужно решать во взаимодействии, работать всей сетью.
  2. Настаивать на прозрачности и общей вовлеченности. В современном сложном мире события разворачиваются чересчур быстро для традиционных систем и проблемы зачастую выходят за пределы функций одного подразделения. Чем больше людей вы вовлечете в реальное общение, тем больше сведений в реальном времени и тем больше прогнозов получите – и тогда вы сможете решать проблемы быстро и точно.
  3. Руководить, опираясь на эмпатию. Понимание мотиваций и целей тех, кем вы руководите, превратит вас в эффективного лидера. Эпоха управления по принципу сверху вниз, «по моему или никак», закончилась. Движение информации снизу вверх порождает больше креативных идей. А понимая цели подчиненных, вы поможете всей сети принимать лучшие решения.

Читайте материал по теме: Как спецназ ВМС США готовит первоклассных лидеров

Великолепные команды, подчиненные строгой иерархии, уже не годятся для решения всех проблем. Нужно строить мир, где крупные организации, от министерства здравоохранения и армии до гигантских корпораций, столь же подвижны и эффективны, как маленькие элитные спецподразделения. Создать команду команд – вот ключ к успеху в XXI веке.