Case study: «Русский Скайп» | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Case study:
«Русский Скайп»

Skype — уже крупнейший оператор связи в мире и продолжает быстро расти.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

Опасное дело: чем трудоголики отличаются от тех, кто много работает

Лике тен Бруммелхойс,  Нэнси Ротбард

В совмещении бизнеса и общественной пользы нет ничего нового

Дэвид Буркус

Рецепт перемен

Моррисон Дениз

20 марта 2015 г. состоялось выездное заседание HR-клуба Harvard Business Review — Россия, которое прошло в рамках ежегодной конференции IBM BusinessConnect 2015.

Недавние слухи о скором запрете Skype в России предсказуемо оказались «уткой». Но проблема все-таки существует. Правда, запрещать Skype бесперспективно — гораздо конструктивнее создать свой, российский сервис интернет-видеотелефонии. Сейчас это один из самых реальных способов сделать российский программный продукт и сервис мирового класса — хотя бы и только для внутреннего пользования. В противном случае мы снова отдадим наш внутренний рынок американскому софтверному производителю — на этот раз уже в сегменте интернет-телефонии.

Вот лишь несколько фактов. Факт первый: мир связи уже довольно давно и активно двигается в направлении широкополосного интернет-доступа (ШПД) и сервисов на его основе. Дело в том, что телеком-операторы уперлись в потолок в предоставлении традиционной услуги голосовой связи. В ШПД они увидели новый быстрорастущий сегмент, и скоро он станет для них основным источником дохода. В итоге операторы во всем мире стремительно переходят на IP — эта платформа позволяет им экономить на инфраструктуре и уже сегодня оказывать новые, дополнительные услуги связи (кроме передачи собственно голоса). Россия не исключение. Практически все российские проводные операторы — государственные и частные в Москве и в регионах — начали активно продавать доступ к интернету. «Большая мобильная тройка» соревнуется, кто больше раздаст модемов для беспроводного доступа в интернет; продажи беспроводных USB-модемов уже сопоставимы с подключениями абонентов проводного интернета: c лета 2008 года по разным оценкам их было продано около 3 млн штук. «Вымпелком» купил Golden Telecom, МТС находится в процессе присоединения «Комстара», «Мегафон» как будто собирается приобрести «Синтерру» — оператор, не предоставляющий вместе с голосовой связью и услуги ШПД, скоро будет неконкурентоспособен. Сегодня потребителю нужны не столько рингтоны, сколько интегрированные мультимедийные сервисы и постоянный качественный доступ в сеть, а также возможность бесплатно звонить в далекие страны и города.

Факт второй: одновременно с проникновением ШПД «созрела» технология передачи голоса и видео в интернете. Традиционные операторы связи опасаются перетекания международного и междугороднего голосового трафика в сети операторов IP-телефонии. Резонно: получив выход в интернет, человек сразу же идет читать новости, заводит бесплатный почтовый ящик, пользуется услугами поисковых служб. И, конечно, устанавливает Skype или другой VoIP-клиент — чтобы говорить бесплатно со знакомыми в других городах и странах. При этом доступ в интернет дешевеет, тем самым убивая бизнес традиционных операторов международной связи.

Что мы имеем в итоге: интернет-телефония обогнала по качеству голоса, дешевизне, удобству и доступности традиционную. Вот вам и секрет успеха Skype — компании с оборотом более $550 млн и примерно 450 млн пользователей по всему миру. Skype — уже крупнейший оператор связи в мире и продолжает быстро расти. В итоге даже операторы мобильной связи теряют абонентов, которые выбирают дешевые разговоры по Skype через WiFi. Процесс остановить уже нельзя: каждый день (!) к Skype присоединяются 250 тыс. новых пользователей. К слову, перетекание пользователей от операторов традиционной связи к VoIP-оператору прекрасно демонстрирует пример Южной Кореи. Korea Telecom (КТ) — крупнейший местный оператор традиционной телефонной связи — потерял 650 тыс. абонентов только за декабрь 2008 года. А к весне 2009 года число абонентов корейских VoIP-операторов превысило 3 млн — практически все они бывшие абоненты Korea Telecom. После этого KT купил у SPIRIT голосовой и видеодвижок и развернул собственный сервис интернет-телефонии. Это разумный рыночный ход местного монополиста, который понял, что с мировой технологической революцией бороться бесполезно и лучше ее возглавить в своей стране.

Но вернемся в Россию: местные традиционные операторы тоже озаботились проблемой ухода абонентов в условно бесплатные IP-коммуникации. Неудивительно: иностранные VoIP-операторы сегодня фактически убивают в России и международную проводную связь, и международный сотовый роуминг, лишая российских операторов значительной доли прибыли. А эта прибыль могла быть направлена на развитие российской сетевой инфраструктуры и переход на новые технологии! К тому же IP-коммуникации и сервисы, которые «над ними» построены, — одно из перспективных технологических направлений, и у России пока еще есть шанс зацепиться за этот уезжающий поезд. Вывод напрашивается сам: нужно создать «Российский Скайп»!

Сделать это можно и без миллиардов государственных денег — на базе наших проводных операторов, которые могли бы предложить своим абонентам услуги интернет-телефонии и конкурировать со Skype. Каждый российский оператор — начиная с проводных и магистральных операторов — может создать собственный VoIP-сервис на базе российских технологий (благо у нас есть свои производители сложного софта). Тут им сильно бы помог единый российский стандарт на широкополосную технологию кодирования и передачи голоса (ведь все западные компании — Skype, Microsoft, Google, ICQ, Yahoo и др. — применяют закрытые технологии с нестандартными кодеками, которые, конечно, не подконтрольны российским властям). Со стандарта можно и начать: на его базе оператор сможет создать собственный сервис, полностью совместимый с аналогичными сервисами других российских операторов, а потом «маркетировать» его на своих потребителей в качестве реальной альтернативы Skype и Microsoft.

Сегодня вопрос развития IP-коммуникаций в России обсуждается в самых разных организациях и ведомствах. Надеюсь, что здравый смысл возобладает над бесперспективным «не пущать!» (я про «утку» со скорым запретом Skype в России). Мировую технологическую революцию нельзя остановить — гораздо эффективнее ее возглавить для собственного блага и в интересах всей страны, да еще и поднять на флаг российские технологические инновации, которые продолжают быть в загоне, несмотря на «удобное» кризисное время. Сейчас хороший момент увидеть, насколько громкие PR-заявления наших политиков про модернизацию экономики и инновационный путь развития соответствуют реальным делам (которые, кстати, в нашем случае не требуют никакого госбюджетного финансирования).