
читайте также
Каждый бизнес проходит через жизненный цикл. Стартап растет, достигает зрелости и, в конце концов, приходит в упадок. Хотя ни один руководитель не хочет видеть свой бизнес в упадке, лучшая реакция на старение компании — признать, что оно происходит, и управлять фирмой в соответствии с ее возрастом. Есть несколько факторов, которые побуждают организации бороться со старением, иногда успешно. У некоторых из них психологические корни: сокращение бизнеса обычно воспринимается как неудача, а его рост считается успехом. Другие объясняются особенностями оплаты труда руководящих кадров, когда менеджерам бывает выгодно рисковать чужими деньгами ради крупного выигрыша. Асват Дамодаран, профессор финансов в Школе бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете, автор книги «Жизненный цикл корпорации: последствия для бизнеса, инвестиций и управления», рассуждает об этом в материале для MIT Sloan.
Обновления, омоложения и перерождения
Прежде чем компания достигнет точки, в которой ей придется признать, что она находится в упадке, она может попытаться бороться со старением. Есть три способа, которые помогут лидерам обратить вспять процесс старения. Обновление — это попытка подлечить существующий бизнес, чтобы заставить его снова расти. Омоложение — выход на новые рынки и выпуск новых продуктов. Перерождение — полное изменение бизнеса в надежде перезапустить обратный отсчет старения.
Обновляющаяся компания может принимать самые разные меры — от минорных до действительно существенных. Некоторые фирмы берут новые названия, отражающие расширение ассортимента. Например, сеть ресторанов быстрого питания Boston Chicken переименовалась в Boston Market, чтобы донести до потенциальных клиентов, что в ее меню есть не только курица гриль. Проводится и ребрендинг. Так, Philip Morris Companies сменила название на Altria, пытаясь избавиться от ассоциации с вызывающими рак табачными изделиями. Практикуются стратегические усовершенствования, при которых компании, столкнувшиеся с понижением темпов роста, смещают фокус внимания на инвесторов и потребителей. Для старых брендов проводят новые маркетинговые кампании. Так фирма Abercrombie & Fitch в 1990-х годах из производителя товаров для охотников и туристов превратилась в сеть магазинов одежды, в которые потянулись молодые любители моллов. Кроме того, компании могут модернизировать товары и услуги, чтобы сделать их привлекательными для других целевых аудиторий.