Сила света: почему освещенность офиса так важна | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сила света: почему освещенность офиса
так важна

Чего на самом деле хотят офисные сотрудники от работодателя

Автор: Джин Мейстер

Сила света: почему освещенность офиса так важна
cetteup / Unsplash

читайте также

«Познание начинается с удивления»

Юлия Фуколова

Суворовское училище. Беседа с военным историком Алексеем Шишовым

Фалалеев Дмитрий

«Шопинг вслепую»: почему мы покупаем не то, что хотим

Ирина Пешкова

Почему пациенты не верят алгоритмам

Керри Морведж,  Кьяра Лонгони,  Ромен Кадарио

Статьи о том, какие преимущества и элементы офисного устройства помогают сотрудникам в работе, пестрят причудами: вспомнить хотя бы столы с беговой дорожкой, капсулы для сна или идею для новичков «приведи собаку».

Однако новый опрос, проведенный моей консалтинговой компанией Future Workplace, показывает, что в реальности работники ищут удовлетворения гораздо более фундаментальных и базовых потребностей. Опросив 1614 наемных служащих, мы выяснили, что естественное освещение и вид за окном — самый важный атрибут рабочего пространства, превосходящий по значимости такие общепринятые бонусы, как кафе и фитнес-центр прямо в офисе. Это даже привлекательнее совсем уж премиальных условий комфорта вроде детского сада (только 4–8% компаний из списка Fortune 100 предлагают своим сотрудникам услугу по уходу за детьми прямо на рабочем месте).

Исследование также показало, что отсутствие естественного света и вида на улицу негативно сказывается на сотрудниках. Более трети опрошенных считают, что во время работы они получают недостаточное количество естественного света. 47% признают, что из-за отсутствия дневного света и окон в офисе они сильнее устают, а 43% жалуются на то, что это портит им настроение.

Эти данные лишь подтверждают общую тенденцию: все большее значение приобретает то, как сотрудники в целом чувствуют себя в рабочей среде. Согласно последнему отчету Gallup на тему «Рабочая обстановка в американских компаниях», более половины сотрудников считают хорошее самочувствие в самом широком смысле «очень важным» фактором. В том же опросе баланс между жизнью и работой и общее хорошее самочувствие находятся на втором месте среди главных факторов, которые люди рассматривают при выборе организации для трудоустройства. Когда сотрудники довольны условиями жизни в целом, они проявляют больше инициативы в работе, а их производительность растет.

Потребность в том, чтобы рабочее место имело источник дневного света и вид из окна может быть также связана с тем, что мы все больше времени проводим c мобильными устройствами. По данным исследования, проведенного компанией eMarketer, взрослые американцы старше 18 лет около четырех часов день смотрят на экран смартфона. В ходе нашего исследования мы обнаружили, что 73% опрошенных согласны с тем, что чем дольше они используют технические устройства, тем сильнее желание сделать перерыв и сходить на прогулку или просто посмотреть в окно.

Исследование профессора Корнеллского университета Алана Хеджа подтверждает связь между наличием естественного освещения и самочувствием сотрудников. Оно показало, что оптимизация естественного освещения в офисе значительно улучшает здоровье и общее самочувствие сотрудников. Сотрудники, работавшие в офисах с источниками дневного света, сообщали, что их зрительное напряжение снизилось на 51%, головные боли стали беспокоить на 63% реже, а сонливость уменьшилась на 56% (подробности об исследовании и способах измерения самочувствия см. здесь).

Доступ к естественному свету играет настолько важную роль для здоровья человека, что некоторые компании, переосмыслив свой подход к рабочему пространству, стали использовать его как инструмент для привлечения персонала. Отличный пример — Spheres, офис Amazon в Сиэтле с 40 000 растений, который похож на джунгли. При строительстве здания компания исходила из того, что естественный свет, растительность и здоровая активность (например, ходьба) уменьшают стресс и повышают удовлетворенность работой больше, чем условия стандартного офисного здания. В отличие от многих Amazon предпочла инвестировать в Spheres, а не в бонусы вроде бесплатных обедов и закусок.

Очень часто рабочие пространства с большими окнами остаются привилегией руководителей, в то время как рядовые сотрудники не имеют прямого доступа к свету. Однако ситуация постепенно меняется. Компания Airbnb вышла за рамки привычного, когда проектировала помещение для своего колл-центра в Портленде, штат Орегон. Колл-центр Airbnb совсем не похож на стандартное глухое помещение с множеством отсеков. Это открытое пространство с доступом к естественному свету и видом на окрестности. А вместо обычных столов с телефонами там теперь стоят длинные диваны, высокие столы и беспроводные устройства. Преимущества такого подхода неоспоримы. Некоторые страны Евросоюза в строительных нормах и правилах даже определяют близость рабочих мест к окнам, поскольку отсутствие естественного света ухудшает общее самочувствие сотрудников во всей организации.

Конечно, естественный свет — не единственный залог хорошего самочувствия на рабочем месте. Например, часто цитируемое исследование Гарвардского университета доказывает, что улучшение качества воздуха также ведет к росту когнитивных способностей. Но, согласно нашему исследованию, 78% опрошенных считают, что доступ к естественному свету и виду из окна улучшает общее самочувствие, а 70% отмечают, что это сказывается также и на рабочих результатах.

Представление о том, что за создание комфортного офиса целиком отвечает застройщик, постепенно сходит на нет. Работодатели начинают признавать, что рабочая среда — ключевой инструмент в привлечении, вовлечении и удержании кадров.

В последнее время руководители обращают все больше внимания на то, как рабочая обстановка влияет на производительность. Офис компании Overstock в Солт-Лейк-Сити занимает более 21 тыс. кв. м, а его окна выходят на живописную долину и озеро. Вместо того, чтобы закрыть вид с помощью жалюзи, генеральный директор Overstock Патрик Бирн решил оставить сотрудникам возможность любоваться ландшафтом. Компания установила смарт-окна на площади почти в 3 тыс. кв. м. Они автоматически настраивают яркость дневного освещения, что исключает бликование экранов и создает более творческую рабочую атмосферу. Учитывая, что ежегодные расходы компании на зарплаты составляют более $100 млн, даже небольшие увеличение производительности на 2% превращается в экономию двух миллионов долларов.

А теперь подумайте о своей организации. В среднем люди ежедневно проводят 5 часов 42 минуты за рабочим столом. Доступ к естественному свету может оказать самое сильное влияние на производительность, самочувствие и вовлеченность ваших сотрудников.

Как пересмотреть ситуацию со светом в вашей компании? Вот три рекомендации.

Посмотрите на рабочее пространство глазами своих сотрудников. Сегодня руководители понимают, что «клиентский опыт» сотрудников не менее важен, чем впечатления собственно клиентов от работы с компанией. Теперь для выявления факторов, особо значимых для сотрудников, используются такие инструменты, как дизайн-мышление и методология карт карьерного пути сотрудника. Многие компании даже вводят специальную должность директора по развитию условий работы (Head of Employee Experience), в обязанности которого входит общение с руководителями из сферы недвижимости и ИТ для создания оптимальных рабочих условий, а также мониторинг того, как опыт сотрудников влияет на бизнес компании.

Слушайте своих сотрудников, чтобы выявить, какой тип рабочей среды для них предпочтителен. Компании регулярно проводят опросы сотрудников для сбора обратной связи на самые разные темы, например, о корпоративной культуре, системе оценки производительности и инвестициях в обучение и развитие. Теперь к этим вопросам должен прибавиться еще один: об ожиданиях от рабочего пространства и его влиянии на общее самочувствие.

Подумайте о создании оптимального рабочего пространства для всех — от руководителей до рядовых сотрудников. Мысль о том, что организации должны создавать оптимальные рабочие места только для руководителей, больше не актуальна. Такие компании, как Airbnb и Overstock, признали важность качества офисного пространства для всех сотрудников — от руководителей до операторов колл-центра. Рабочая обстановка становится все более значимым фактором в процессе привлечения, вовлечения и удержания талантов и теперь признается неотъемлемой его частью.

Поскольку компании все время ищут способ повысить продуктивность своих сотрудников и качество условий их работы, очевидно, что создание офисного пространства с максимальным количеством естественного света должно стать одним из первых шагов на этом пути.

Об авторе. Джин Мейстер (Jeanne C. Meister) — партнер в консалтинговой и исследовательской компании в области работы с кадрами Future Workplace, соавтор двух книг о работе будущего: The 2020 Workplace и The Future Workplace Experience.