Опасные менеджеры | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Опасные менеджеры

Марк Болино , Энтони Клотц
Опасные менеджеры
Фото: RICARDO LIMA/GETTY IMAGES

Многие считают, что для того, чтобы быть хорошим менеджером, достаточно обладать здравым смыслом, и что это совсем несложно. Но если бы это было так, на всех уровнях каждой организации наблюдался бы избыток хороших управленцев, уровень вовлеченности сотрудников был бы высоким, а текучести кадров — низким. Однако всего 13% людей по всему миру вовлечены в свою работу, а текучесть кадров в США достигла самого высокого уровня за последние 17 лет. Из этой статистики можно сделать два вывода: либо большинству менеджеров не хватает здравого смысла, либо быть хорошим менеджером на самом деле не так легко.

Как социологи, изучающие организационное поведение, мы знаем, что даже в теории быть хорошим менеджером и бороться с текучестью кадров — непростая задача. Уже больше 100 лет ученые пытаются понять, как сделать так, чтобы работники были довольны и продуктивны. Если принять во внимание их находки, становится очевидным, что существует множество факторов, влияющих на текучесть персонала. Как в теории, так и на практике, вовлечение и удержание сотрудников требует упорной работы.

Менеджеры, уверенные в том, что для управления им достаточно здравого смысла, не видят особой ценности в приложении усилий к управлению своей командой. Так они становятся ленивыми менеджерами. Ниже мы подробно опишем два основных симптома ленивого менеджмента: 1) склонность обвинять сотрудников, а не себя или организацию, в низких показателях и высокой текучести кадров и 2) тенденцию искать быстрые решения для сложных задач, связанных с удержанием сотрудников.

Как давно отмечают психологи, люди часто переоценивают роль личности и недооценивают влияние обстоятельств на формировании человеческого поведения. Ленивые менеджеры склонны совершать эту фундаментальную ошибку часто и в большом масштабе, думая, что действия сотрудников связаны в первую очередь с тем, кем они являются. Обвиняя сотрудников в низкой производительности или высокой текучести кадров, ленивые менеджеры избавляют себя от неприятных мыслей о том, как их собственный стиль управления влияет на уровень удовлетворенности персонала, его производительность и желание работать в компании.

Поскольку ленивые менеджеры думают, что быть хорошим управленцем — просто, когда что-то идет не так, они прибегают к методам, которые лежат на поверхности. Например, для снижения текучести кадров они могут предложить повысить зарплаты или выдать премии — дорогостоящее решение, которое вряд ли исправит лежащее в основе проблемы недовольство. Ленивые менеджеры бывают особо падки на самые модные решения в сфере управления. Объем и доступность советов по вовлечению и удержанию сотрудников, которые содержатся в блогах, книгах, подкастах и других источниках, возросли, как никогда, и большинство из них предназначено для ленивых управленцев, ищущих быстрые решения.

Хотя большинство менеджеров понимают, что их подчиненные хотят справедливого отношения, осмысленной работы и самореализации, степень заинтересованности начальства в удовлетворении этих потребностей в глазах сотрудников может меняться день ото дня. Поэтому менеджерам нужно быть особенно внимательными и последовательными, пытаясь понять, почему персонал может думать об уходе, и сколько времени, энергии и других ресурсов требуется для повышения его вовлеченности. Зная, что даже хорошие руководители могут иногда попадать в эту ловушку, что можно сделать, если у вас или у руководства вашей компании появились признаки ленивого менеджмента?

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
«Важно во всем, что делаешь, искать большой масштаб»
Анастасия Иванова,  Наталия Жукова,  Павел Кантышев / "Ведомости"