Включить мозг: как добиться внимания обучающихся сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Включить мозг: как добиться внимания
обучающихся сотрудников

Четыре совета, которые помогут улучшить внимание на корпоративных тренингах

Авторы: Жаклин Картер , Рахул Варма , Расмус Хогард

Включить мозг: как добиться внимания обучающихся сотрудников
JOHN HOLCROFT/GETTY IMAGES

читайте также

У стагнации не бывает хороших вариантов

Умар Хак

Анатолий Найман: «Стихи надо писать, когда тебе от 19 до 27 лет»

Анна Натитник

Чего ждать от Китая

Джастин Фокс

Задавайте правильные вопросы

Дженкс Джеймс,  Зевник Брайан

Американские компании тратят больше $160 млрд на тренинги и образовательные программы, следует из данных Ассоциации развития кадров. Эти траты включают в себя инвестиции в сами курсы, аренду помещений, необходимые реквизиты и инструменты. При этом почти ни цента не уходит на то, чтобы подготовить к занятиям самих учащихся. Но все эти инвестиции напрасны, если те, кого вы собрались обучать, не могут в нужный момент уделить внимание происходящему.

Многие приступают к учебе с забитой головой — в состоянии, когда мозг уже распирает от мыслей и в нем нет свободного места для информации и новых идей. Для того, чтобы тренинги окупались, профессионалы в области развития — как и сами учащиеся — сперва должны обратить внимание на то, как следует по-настоящему уделять им внимание.

В этом поможет практика осознанности. Исследования показывают, что тренировка осознанности улучшает такие когнитивные функции, как память, внимательность и принятие решений (ключевые качества при обучении). В основе осознанности лежит умение управлять своим вниманием. Но не у всех есть время и желание тренировать состояние осознанности, поэтому специалистам по корпоративному образованию следует самим интегрировать такую практику в свои программы. Вот как это сделать.

Создать благоприятную среду для обучения

Не стоит недооценивать роль окружающего пространства в оптимизации процесса обучения. Идеально, когда вокруг вас нет ничего лишнего, а в хорошо освещенном помещении с большими окнами достаточно пространства как для вдумчивого мышления с элементами совместной работы, так и для уединения в рефлексии и медитации. Если вы планируете обеспечить мероприятие едой, то приведите меню в соответствие с последними рекомендациями нейронауки о питании. Чтобы сохранять энергию и продуктивность, лучше всего есть орехи и ягоды, зеленые овощи, крупы и избегать сахара.

Минимизировать все отвлекающие факторы

Исследования показывают: когда мы отвлекаемся, нам требуется до 30 минут времени, чтобы снова собраться с мыслями и подступиться к тому, чем мы занимались. Чем сложнее задание, тем больше времени уйдет на то, чтобы вернуться к его выполнению. А обучение чему-то новому — одна из самых сложных для мозга задач. При этом осознание того, что отвлекаться нежелательно, не всегда влечет за собой нужные действия. Для учебного семинара это означает, что участникам необходимо отключать электронные устройства — если они не нужны для выполнения заданий. Когда вокруг много людей, легко поддаться соблазну проверить почту и пролистать сообщения — ведь никто не заметит, правда? Донесите до участников важность дисциплины для успеха обучения. Попросите их посвятить себя процессу, отключив все уведомления и убрав подальше смартфоны и любые другие предметы, которые их отвлекают.

Начинать каждый новый сегмент обучения с двух минут медитации

Несколько минут осознанной медитации перед началом обучения и в перерывах между основными разделами поможет избавиться от всего лишнего, что накопилось в голове, и освободит место для новых идей. Самый простой вариант — тихо посидеть две минуты, акцентировав внимание на дыхании и чувстве покоя в разуме и теле, не думая ни о чем остальном. Для этого можно скачать специальное приложение или просто включить несколько минут медитации в программу тренинга.

Поощрять осознанные перерывы

Обратите внимание на то, что участники тренинга делают во время перерывов. Многие используют их для того, чтобы заняться своими рабочими делами: это вредно для обучения по двум причинам. Во-первых, это не дает только что полученным знаниям как следует осесть в голове. Думая о работе, мы не даем усвоенной информации перейти из краткосрочной в долгосрочную память. Во-вторых, мы забиваем голову еще большим количеством ненужных связей. Удержите участников от искушения как можно быстрее взять в руки смартфон. Подскажите им, как использовать это время с пользой. Можно прогуляться, записать свои мысли на бумаге или обсудить тему семинара с другими участниками.

По окончании тренинга рекомендуйте участникам самостоятельно практиковать осознанность по 10 минут в день. Сохраняя концентрацию внимания и ясный ум, они с большей вероятностью усвоят полученные знания.

Об авторах

Жаклин Картер (Jacqueline Carter) — партнер и директор по Северной Америке в Potential Project.

Расмус Хогард (Rasmus Hougaard) — основатель и управляющий директор Potential Project, глобальной компании, консультирующей по вопросам лидерства и организационного развития Microsoft, Accenture, Cisco и сотни других организаций.

Рахул Варма (Rahul Varma) — старший управляющий директор в Accenture.