11 шагов, которые спасут от выгорания | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

11 шагов, которые спасут от выгорания

Наталия Пеарт
11 шагов, которые спасут от выгорания
Фото: TOLGART/GETTY IMAGES

Всем известно, что чрезмерный стресс представляет собой угрозу для здоровья. Но не все знают, как влияет эмоциональное выгорание на бизнес-показатели. Из-за стресса в три раза повышается вероятность увольнения, снижается уровень стратегического мышления и творческих способностей. Эмоциональное выгорание представляет собой серьезную угрозу для финансовых результатов компании и обходится американской экономике в $300 млрд ежегодно — в такую сумму оцениваются прогулы, текучесть кадров, снижение продуктивности, страхование, медицинские и юридические расходы.

Все большее количество компаний осознает эту проблему, и все сильнее разрастается индустрия создания комфортной атмосферы на рабочем месте. Однако отдельные инициативы вроде организации тренажерного зала или комнат для отдыха не решат этот вопрос. Недавно проведенное исследование показало, что большинство программ оздоровления не приносят ожидаемого в интервале года-двух лет снижения расходов на медицину и количества прогулов. И это лишь одно из исследований; растет количество научных работ, предполагающих, что подобные программы не так уж и эффективны.

Чтобы снизить рабочий стресс, работодателям необходимо использовать подходы на уровне целой организации. Так сотрудники будут лучше себя чувствовать, а продуктивность бизнеса повысится. Задача кажется нереальной, но это не так. За тот десяток с лишним лет, что я работаю клиническим психологом и консультантом высших должностных лиц, я поняла кое-что важное: профилактика эмоционального выгорания включает в себя снижение уровня профессионального стресса вместе с повышением вовлеченности работников. Предлагаю несколько способов добиться и того, и другого.

Создать рабочую атмосферу, снижающую уровень стресса

Когда работник оказывается в ситуации стресса (например, из-за неопределенности ожиданий, недостижимых сроков или постоянной суеты), его организм переходит в режим «бей или беги». Этот режим активируется, когда тело чувствует опасность: в дело вступают самые эволюционно древние отделы нашего мозга, связанные больше с эмоциями, при этом способности к оценке долгосрочной перспективы, стратегическое мышление и умение находить новые решения снижаются. Если такое состояние сохраняется длительное время, результатом становится эмоциональное выгорание. Чтобы этого не допустить, необходимо создавать безопасную рабочую атмосферу и встраивать в повседневные рабочие процессы полезные привычки, направленные на снижение стресса.

Повышайте уровень психологического комфорта. Если на работе сотрудники чувствуют угрозу, невозможно создать доверительную атмосферу в команде, а без этого невозможны инновации и сотрудничество. В книге The Fearless Organization Эми Эдмондсон предлагает три шага для формирования психологически комфортной атмосферы. Во-первых, необходимо четко обозначать свои ожидания, ставя сотрудникам ясные цели. Во-вторых, нужно следить за тем, чтобы каждый сотрудник понимал, что его мнение учитывается и для вас это важно. Для этого можно чаще давать работникам слово на собраниях и проводить мозговые штурмы (вместо того чтобы иерархически спускать решения сверху). В-третьих, рабочая обстановка должна стимулировать, но при этом быть безопасной. Ваши сотрудники должны знать, что неудача — это нормально. Отмечайте тех, кто мыслит нестандартно, а также регулярно запрашивайте у сотрудников обратную связь — так станет понятно, что вы все в одной лодке.

Устраивайте регулярные перерывы в течение рабочего дня. Мозг человека способен на сосредоточенную работу в течение 90—120 минут; затем ему нужна передышка. Поэтому необходимо мотивировать работников раз в пару часов покидать рабочее место и мысленно отключаться от сложных задач. Предлагайте им выходить на прогулку (особенно если до этого было несколько долгих совещаний), высылайте напоминания об этом в календаре, вдохновляйте их собственным примером. Физическая активность и отдых от умственной работы дадут вашим сотрудникам возможность всегда работать продуктивно.

Поощряйте использование закрытых пространств для выполнения сложных задач, требующих концентрации внимания. В офисах открытой планировки часто много отвлекающих факторов,  сотрудники испытывают повышенный стресс и продуктивность снижается. Опенспейс зачастую формирует культуру общения, которая поощряет неожиданные собрания и незапланированные обсуждения. Если у вас нет закрытых кабинетов и пространств, где сотрудники могут уединиться для сосредоточенной работы или отдыха, можно использовать таблички с надписью «Не беспокоить» или ставить в календарь «тихие часы».

Расставляйте границы между личным и рабочим временем. Распределенным командам порой приходится работать в «нерабочие» часы. Тем не менее размытые границы между личным и рабочим временем — серьезный источник стресса. По данным одного из исследований, тревожность сотрудников повышается не только из-за того, что им приходится отвечать на рабочие письма в нерабочее время, но и просто из-за того, что от них это ожидается. Чтобы избежать такой ситуации, установите четкие правила и следуйте им. Отправляйте рабочие письма и совершайте рабочие звонки в нерабочее время только в случае дел чрезвычайной важности.

Разрабатывайте гибкую политику труда. Если вам нужна команда с высоким уровнем адаптивности, необходимо создать соответствующие условия. Для этого можно установить индивидуальные рабочие графики с учетом личных обстоятельств работников. Проведите встречи с каждым сотрудником, выясните ситуацию и помогите настроить рабочий график тем, кто испытывает трудности в выстраивании баланса между работой и личной жизнью.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Пережить M&A
Ашкеназ Рон,  Маркс Ли Митчелл,  Мирвис Филип
Бережливое потребление
Вумек Джеймс,  Джонс Дэниел