«Нужна ваша помощь»: как не утонуть в личных проблемах сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Нужна ваша помощь»: как не утонуть в личных
проблемах сотрудников

Можно ли помочь подчиненному и не навредить делу

Авторы: Клодиана Ланай , Реми Дженнингс

«Нужна ваша помощь»: как не утонуть в личных проблемах сотрудников
Chris Black/Getty Images

читайте также

Что такое сотворчество и зачем оно российскому бизнесу

Аня Текич,  Желько Текич,  Мария Свирская

Как отложить старость на завтра

Михаил Рахлин

Четыре способа не мешать себе

Элис Бойес

Алгоритмы из запасников

Шраге Майкл

Представьте, что вы недавно были назначены на руководящую должность. Прошло несколько месяцев, и к вам подошел один из подчиненных. Вы сразу не поняли, чего он хочет, но из разговора стало ясно, что речь о личном. У него на попечении пожилые родители, ему приходится очень трудно и больно видеть, что их здоровье ухудшается. Он не знает, как справиться с ситуацией и чем еще им помочь. «Можете мне что-нибудь посоветовать?» — спрашивает он с явно расстроенным видом.

Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации? Наше исследование показывает, что, скорее всего, вы были бы подавлены, расстроены и встревожены — и не очень вовлечены в работу в этот день.

Руководителям приходится регулярно помогать подчиненным решать личные проблемы. Исследования показывают, что в некоторых отраслях подобным просьбам со стороны подчиненных приходится уделять до 2,5 часов в неделю. Вопросы, с которыми они обращаются, касаются самых разных ситуаций — от проблем в семье до психического здоровья и ухода за детьми.

Учитывая, сколько времени большинство из нас проводят на работе, неудивительно, что сотрудники время от времени беседуют на личные темы с руководителями. И чаще именно с ними, а не с коллегами, так как многие считают, что начальники должны помогать в решении эмоциональных проблем на работе. Однако удивительно, как мало нам известно о том, как подобные просьбы влияют на настроение и производительность руководителей.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы провели долгосрочное исследование среди управленцев и их прямых подчиненных. Недавно мы опубликовали результаты этого исследования в Journal of Applied Psychology. Ежедневно в течение трех рабочих недель подряд мы опрашивали 43 руководителей среднего и высшего звена и до пяти их подчиненных. Руководителей просили отмечать свое настроение (хорошее или плохое) в начале и конце каждого рабочего дня. Кроме того, они сообщали, как часто им приходилось реагировать на просьбы о поддержке своих прямых подчиненных в течение дня. Мы сосредоточились на двух типах просьб: рабочих и личных. В конце каждого рабочего дня мы также просили до пяти сотрудников оценить вовлеченность руководителей в работу — насколько они были погружены в нее в тот день.

Выяснилось, что у начальников ухудшалось настроение в те дни, когда они помогали непосредственным подчиненным в решении личных проблем. Вероятно, это связано с тем, что часто подобные вопросы бывают сложными, вызывают беспокойство и даже тревогу. Они создают эмоциональное бремя: когда сотрудники делятся личными трудностями, руководители заражаются их эмоциями. Поскольку к работе это не относится, управленцам также может казаться, что просьбы о помощи дезорганизуют, что они неуместны, и это расстраивает еще больше.

Кроме того, мы обнаружили, что помощь сотрудникам по личным вопросам особенно плохо сказывалась на настроении начальников в те дни, когда они также помогали по рабочим вопросам. В загруженные дни особенно расстраивает, когда нужно — и часто неожиданно — еще кому-то уделить свое время, и в подобных случаях отмечались более сильные отрицательные эмоции. Но есть и хорошая новость. В те дни, когда опрошенные чувствовали, что их поддержка в решении личных проблем оказала положительное воздействие на жизнь сотрудников, их настроение не ухудшалось. Наоборот, оно улучшалось.

Интересно отметить, что на руководителей со стажем помощь сотрудникам по личным вопросам оказывает не такое подавляющее влияние, как на их менее опытных коллег. Возможно, это объясняется тем, что за годы работы им уже приходилось сталкиваться с множеством подобных просьб, и у них выработался навык и уверенность при решении таких проблем.

Более подробный анализ данных показал, что сотрудники, по-видимому, не ценят участие своих руководителей в решении личных проблем так же высоко, как их содействие в работе. В отличие от последнего, помощь по личным вопросам не повышала оценку вовлеченности управленцев в соответствующий день, несмотря на оказанную ими поддержку в выполнении профессиональных задач. Этот удивительный эффект может быть связан с тем, что помощь по личным вопросам происходит в основном за закрытыми дверями, оставляя лидерам меньше времени и возможностей для содействия другим сотрудникам в рабочих делах.

Что это означает для менеджеров, которые хотят помочь, — и для сотрудников, обращающихся за поддержкой?

Для менеджеров: Признайте, что ваше участие по нерабочим вопросам может испортить вам настроение. Конечно, это не значит, что вы не должны помогать, но нужно осознавать потенциальное воздействие на вашу производительность и психологическое состояние. И поскольку отрицательные эмоции устойчивы, их влияние может распространяться не только на работу, но и на личную жизнь. Если у вас небольшой опыт руководства, то следует проявлять особую осторожность, соглашаясь помочь с личными сложностями, особенно если у вас еще не выработались навыки, необходимые для решения самых разных сложных вопросов на работе.

Один из способов смягчить последствия — спросить, смогли ли вы помочь. Зная, что человеку стало легче, вы не будете расстраиваться или даже приободритесь. В случае особенно сложных личных проблем, если сотрудник согласен, возможно, будет лучше направить его к профессиональному консультанту в компании или за ее пределами, особенно если вам не хватает знаний, чтобы помочь. В долгосрочном плане это пойдет на пользу и вам, и вашему сотруднику.

Для сотрудников, обращающихся за помощью по личным вопросам: Вам нужно помнить о потенциальных последствиях и влиянии, которое может оказать ваша просьба на настроение и производительность менеджера. Будьте особенно внимательны, обращаясь с подобной просьбой к начальнику без большого опыта в руководстве. Опять-таки это не означает, что обращаться не следует, но постарайтесь делать это в те дни, когда он не очень занят, потому что, как мы выяснили в результате исследования, в эти дни настроение и производительность пострадают меньше. Не забудьте поблагодарить за помощь: так вы не испортите ему настроение. К сожалению, многие из нас недооценивают преимущества простого «спасибо», но исследование показывает, что выражение благодарности идет на пользу всем участникам разговора.

Быть руководителем сложно, в том числе с психологической точки зрения, и помогать людям с личными вопросами бывает эмоционально тяжело, когда вы едва успеваете справляться с рабочими обязанностями. Наше исследование показывает, что вы можете проявить участие, но важно стратегически выбирать момент и способ помощи.

Об авторах

Клодиана Ланай (Klodiana Lanaj) — преподаватель Колледжа бизнеса Уоррингтона при Флоридском университете.

Реми Дженнингс (Remy E. Jennings) — аспирант Колледжа бизнеса Уоррингтона при Флоридском университете.