читайте также
Шотландская Linn Products производит аудиотехнику высочайшего класса. Среди ее клиентов — члены королевской семьи. Отличительная особенность Linn Products — ее метод работы, высокотехнологичный, но старомодный: каждое устройство собирается вручную одним человеком. Это отчасти напоминает принцип работы Dell, с той лишь разницей, что продукты Linn сложнее и в ходе сборки приходится проверять сотни деталей. В этом интервью председатель совета директоров Linn Products Айвор Тифенбрун рассказывает, в чем недостатки конвейера.
Почему вы отказались от современных производственных линий в пользу «одностадийной» сборки?
Представление о том, что конвейерная сборка — самая эффективная, ошибочно. Скорость конвейера ограничивается самой медленной операцией или работой линии по исправлению брака.
Раньше у нас был конвейер и мы пытались работать как маленькая General Motors. Но нам не удалось эффективно синхронизировать все процессы. И однажды я обратился к одной сборщице проигрывателей с необычной просьбой: взять все детали, собрать из них проигрыватель и принести мне. Она удивилась, но выполнила мою просьбу. Работа заняла у нее 17 с половиной минут, а конвейерная сборка длится 22 с половиной минуты.
И тут меня осенило! Мы внедрили одностадийный метод сборки, для доставки деталей стали использовать управляемые компьютерами передвижные контейнеры и научили рабочих вручную собирать технику. Мы перестроили завод, перераспределили ресурсы и выпускаем именно то, что нужно людям.
Неужели разделение труда менее эффективно?
Адам Смит считал, что материальные ценности и прибыль создаются за счет эффективного использования персонала. Во времена Смита ценности создавали лучшие работники. Но вскоре самым востребованным ресурсом стали дорогие станки. Их начали широко применять на конвейерных линиях, и квалификация персонала уже не интересовала работодателей. Тогда было выгодно нанимать дешевую рабочую силу. Сейчас автоматизация достигла высокого уровня, станки стали дешевыми и доступными, и снова понадобились квалифицированные сотрудники. На рабочем месте они должны применять все свои навыки. Мы изменили производственный процесс, и теперь не люди обслуживают станки, а роботы помогают людям работать с максимальной отдачей.
И каков результат?
Когда один человек целиком собирает устройство, он чувствует ответственность за него и видит связь между тем, что он делает, и тем, как работает готовый прибор. К тому же сборщики часто занимаются сервисным обслуживанием своих приборов, значит, они общаются с клиентами и узнают, довольны ли они техникой. У наших людей гораздо больше навыков, чем у обслуживающих конвейер. Они выявляют такие закономерности, которые не заметит ни один инженер, служащий сервиса или рабочий на конвейере. Знания, полученные в одной области, они успешно применяют в других. В результате качество нашей продукции заметно улучшается.
Не могли бы вы привести какой-нибудь пример?
Наш главный инженер звукозаписи пришел в компанию, когда ему было 16 лет. Он проработал у нас год, и мы поняли, что он очень перспективный сотрудник. Поэтому мы оплатили его учебу в университете, где он изучал музыку и физику. Получив диплом, он вернулся в Linn. С тех пор он внес множество ценных предложений и модернизировал наши проигрыватели и динамики. Недавно, уже работая инженером звукозаписи, он сделал великолепную запись исполнения хорала в соборе Парижской Богоматери. Почему ему удался этот проект? Отчасти потому, что он прекрасно понимает весь процесс: от записи музыки в соборе до воспроизведения ее в квартире слушателя. И таких сотрудников у нас очень много. Могу ли я доказать, что всеми своими навыками он обязан глубокому знанию производственного процесса? Нет. Но я абсолютно уверен, что исключительных успехов он добился именно благодаря этим знаниям.