читайте также
Не так давно мы общались с моим давним знакомым топ-менеджером крупной международной компании, человеком известным, героем интервью, теле- и радиопередач, постоянным участником конференции, автором тысяч комментариев, сотен статей и пары книг. Таких называют «медийными лицами». Он задумался о смене работы и попросил, в случае чего, иметь его в виду. В том, что предложении будет немало, мы были убеждены. Но вот прошло уже месяца четыре, а достойных предложении так и нет. Более того, несколько потенциальных работодателей разными словами выражали одну и ту же мысль: нанимать знаменитостей — себе дороже.
Почему звезды отпугивают работодателей? Ведь, казалось бы, известность, повсеместная узнаваемость должны увеличивать стоимость и шансы менеджера на рынке. Поразмыслив, я решила, что у «звездобоязни» несколько причин.
Причина первая: звездный — значит дорогой. Предполагая, что медийная персона им не по карману, работодатели часто отказываются даже рассматривать такую кандидатуру. Ведь куда дешевле нанять столь же компетентного, но менее «раскрученного» специалиста.
Причина вторая: у работодателей складывается ощущение, что человек, публично высказывающийся на любую тему (от семейных ценностей до глобального потепления), на все имеет свою точку зрения. Такой всезнающий человек может не вписаться в коллектив, не сойтись характером с начальством или подчиненными, не уметь слушать. Кроме того, топ-менеджеры, «забивающие» собой информационное пространство, заслоняют команду и своими высказываниями размывают брэнд фирмы. Смущают они и клиентов, и коллег: кажется, раз человек везде «светится», ему нечем заняться. Возможно, отчасти настороженное отношение к «раскрученным» профессионалам связано с особенностями нашего менталитета. Мы уже отдалились от времени, когда считалось, что скромность — главное украшение человека. Но негативное восприятие выскочки сохранилось в нашем подсознании, стало частью национального характера.
И третья причина — изменение рынка. Результаты работы, реальные достижения, а не популярность и узнаваемость — вот что действительно имеет значение сегодня. Топ-менеджера, который не ассоциируется исключительно с успехами в своей сфере, не воспринимают всерьез. Он интересен игрокам отрасли, пока представляет профессию и компанию, — когда он отдаляется от зоны своей ключевой компетенции, на него перестают обращать внимание.
Любой топ-менеджер, нацеленный на рост и капитализацию, должен грамотно управлять своей публичной репутацией. К этому надо относиться как к проекту — работа над собственным брэндом не должна носить стихийный характер. Важно ставить перед собой четкие цели, понимать, чего хочешь добиться в будущем. Необходимо очертить круг тем, на которые стоит высказываться, и отмести темы, не достойные внимания. Важно также найти свою целевую аудиторию, то есть понять, для кого вещать: для всего российского народа или для представителей конкретной отрасли, — и определиться с границами интересов, с темами, на которые стоит высказываться. Часто искушение стать известным уводит управленцев в сферы далекие от профессиональных. И вот они уже рассказывают о путешествиях, приглашают репортеров на крестины ребенка, позируют на вечеринках.
Ну и конечно, необходимо периодически проводить ревизию собственных достижении. Рассматривая свои аккуратно вырезанные статьи и фотографии, подумайте, придерживаетесь ли вы выбранного курса или распыляетесь, и при необходимости скорректируйте свое отношение к медийной активности.