Гений нашелся | Большие Идеи

・ Управление персоналом


Гений нашелся

Владелец рекламного холдинга собирается нанять на работу талантливого постановщика шоу. Но репутацию кандидата омрачает череда скандалов с предыдущими работодателями...

Автор: Ракшенко Лилия

Гений нашелся

читайте также

Свежий номер Harvard Business Review Россия: самое интересное

Получите товар бесплатно, если 1 апреля пойдет снег

Как Xiaomi стала IoT-гигантом

Амитава Чаттопадхай,  Хайян Ян,  Цзинцзин Ма

Экономика после COVID-19: новые угрозы и возможности

Мартин Ривз,  Пол Шварц,  Филипп Карлссон-Шлезак

Не важно, где происходит шоу: на сцене, на пленке или даже в лесу. Важно только одно: чтобы зритель видел сказку о себе самом. Даже если мы показываем шоу огней на площади, это все равно должна быть история про нашего зрителя».

Владелец и гендиректор рекламного холдинга «VS» Виктор Соколов­ский отложил в сторону планшетник, с которого он читал интервью извест­ного постановщика шоу Федора Терентьева.

«Наконец нашелся человек, который думает так же, как я!» — с облегчением вздохнул он.

В интервью, посвященном азам профессии постановщика шоу, Терентьев говорил о простых, казалось бы, вещах — но никто в окружении Соколовского их не желал понимать.

Недавно холдинг Виктора начал заниматься производством телевизионных шоу и организацией концертов. Но все, что делали нанятые «VS» продакшн-студии и постановщики, вгоняло Соколовского в глубокую тоску. Он вспомнил последнее телешоу юных певцов и вздрогнул. Безграмотные девочки с какой-то радиостанции, запинаясь, объявляли названия песен, на сцену выбегали вульгарно одетые подростки и кривлялись под хрипящую музыку. По сцене время от времени шарили два луча желтого света, а из-под занавесок появлялись клубы дыма. «Видимо, постановщику запал в душу какой-нибудь школьный спектакль о партизанах в ночном лесу», — предположил Виктор. Это был полный провал. На переделку шоу не было ни денег, ни времени, так что пришлось выпускать в эфир как есть. Рекламу открутили и ладно.

Соколовский заказал еще один сэнд­вич с индейкой и посмотрел в окно. Он любил завтракать в кафе «Высший уровень» на крыше пятизвездочного отеля, просматривая утреннюю прессу и наблюдая, как просыпается город. Сегодня поток машин на улицах был особенно плотным, а у Виктора не было срочных дел в офисе, по­этому он решил задержаться здесь — и заодно узнать побольше про этого Терентьева.

Через час Соколовский набрал номер своего личного помощника:

— Саша, здравствуйте. Я хочу пригласить на встречу Федора Терентьева. Будьте добры, найдите его контакты 

и назначьте встречу со мной на этой неделе. Да-да, это тот самый, который снимал рекламный клип для Husky-Vaporetto.

Помимо съемок ролика для модного американского парфюма Husky-Vaporetto — ставшего классикой в мире рекламы, в портфолио Федора были работа с мировыми поп-звездами, запуск музыкальных телепередач (которые Соколовский не видел, но их названия были на слуху) и постановка шоу для корпоративных вечеринок.

Гуру

Следующий день Виктор тоже встречал в «Высшем уровне». О появлении Терентьева в баре Соколовский узнал по крикам охранников и возмущенным возгласам посетителей.

— Мужик, ты что делаешь? А ну иди отсюда! Охрана!

Обернувшись, Соколовский увидел, как кто-то мочится в цветочный горшок.

— Пройдемте, — прогремел голос охранника.

Нарушитель порядка обернулся и... из-под полы пиджака продемонстрировал охраннику водяной пистолет:

— Вы, наверное, неправильно меня поняли... — чрезвычайно серьезно начал он.

— А вы, должно быть, Федор? — подошел к нему Соколовский.

— Приятно познакомиться, — странный посетитель крепко пожал Соколовскому руку и обаятельно улыбнулся, убирая водяной пистолет в карман пиджака. — Вы, наверное, хотите предложить мне много денег?

Как ни странно, именно это и собирался сделать Соколовский. Веселый парень в дорогом костюме нравился ему все больше.

— … и вот я решил, что мы больше не будем нанимать различные агент­ства, а сами возьмемся за организацию шоу, — рассказывал Соколовский, энергично жестикулируя. — Но халтуру выпускать не хочется, а режиссеры-постановщики из любого материала делают какие-то однотипные утренники в пионерлагере. А я хочу выпускать настоящие шоу! Чтобы самые дешевые билеты на концерты покупали за 200 долларов, и их было бы трудно достать! И чтобы все крупные компании размещали у нас рекламу на несколько месяцев вперед!

— Понимаю... — задумчиво протянул Федор. — Я бы согласился поработать с вами. Мне интересно делать безумные проекты, о которых много говорят.

— Да-да-да, мне именно это и нужно! — кивнул Соколовский. — Чтобы было необычно!

— Но я так устал от косности заказчиков, — вздохнул Терентьев. — Пару месяцев назад мы закончили крупный проект: празднование годовщины «Стим-банка». Спланировали грандиозное шоу: 12 линий звуковой поддержки, чтобы было слышно за несколько километров, 50 световых пушек, 80 мощных видеопроекторов, а посреди — выступление всадников на арабских скакунах! А наверху воздушный шар, с которого феи разбрасывают цветы, — Терентьев перевел дух. — Ну а в итоге гендиректор «Стим-банка»...

— Вадим Мюллер? — уточнил Соколовский.

— Он самый... Внес свои коррективы: никаких фей, никаких воздушных шаров, никаких скакунов. Вместо этого — концерт Надежды Шляпкиной.

— Ш-шляпкиной?! — Терентьев поперхнулся от неожиданности, услышав имя исполнительницы пошловатых попсовых песенок.

— Ага. Ну, можете себе представить культурный уровень заказчика. И так у нас везде. — Терентьев ловко метнул в мусорную урну свой водяной пистолет.

Собеседники разошлись лишь через два часа, договорившись о следующей встрече в офисе «VS». Федор ушел обдумывать идеи для компании, а Соколовский — решать, что он может предложить такому гуру, как Терентьев.

Реакция

— Терентьев? — недоуменно переспросил заместитель Соколовского Артем Сакмаров. — Да это же склочник номер один! Я помню, как он размазывал по стенке Грищенко и всю его компанию!

— Грищенко — тот самый продюсер, который спился и угробил «Мирофильм»? — наморщил лоб Соколовский. — Я что-то об этом читал...

— Да об этом вся страна читала: в личном блоге Терентьева и в его интервью. Я знаю лично Грищенко, он не ангел, конечно, и любит погулять с размахом и выпить в веселой компании. Но дело свое знает: «Мирофильм» и кризис пережил, и в прибыль вышел. А Федор пытался для них снимать рекламные фильмы, но распугал всех клиентов, а напо­следок еще и попиарился на скандале. Мол, «из принципа не работаю с аморальными алкоголиками».

— Ой, послушай, меня не интересует вся эта возня, — поморщился Соколовский. — Мне нужен человек, который вырастит практически с нуля направление шоу-постановок в холдинге. А у Терентьева такой опыт есть. И Федор уж точно будет веселее, чем те подрядчики, которых ты к нам приводил.

Сакмаров отвел взгляд. Возразить ему было нечего: действительно, найденные им специалисты выдавали довольно стандартный продукт, на который Соколовский потом смотрел и плевался.

В отличие от сотрудников холдинга, восемнадцатилетняя дочь Соколов­ского встретила с восторгом известие о том, что ее отец собирается работать с Федором Терентьевым.

— Терентьев — это же легенда! Это он запускал первое телешоу «Отжимайся со звездами»! Только потом его преемники передачу испортили, а раньше это было единственное профессиональное шоу на телевидении! — Да, я, возможно, даже сделаю его своим заместителем, — удовлетворенно кивнул Виктор.

Проверка

Президент консалтинговой компании Тамара Кахидзе положила на стол Виктора папку с замысловатым логотипом своей фирмы и после короткого обмена приветствиями перешла сразу к делу:

— Виктор, наши психологи провели индивидуальный ассессмент Федора Терентьева. В этой папке — подробный отчет о сильных и слабых сторонах кандидата. Здесь описано, чем обусловлено его поведение, каковы его мотивация и склонности. Что я могу сказать вкратце об этом кандидате: этот человек не настроен на работу в команде, он трудится только на капитализацию собственного бренда. При возникновении стрессовой ситуации он не будет искать компромисса. Он, скорее, склонен использовать слабость работодателя для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою силу.

— А точнее?

— Этому кандидату важно всегда быть победителем. Но в жизни так не бывает. Даже успешные люди терпят сокрушительные поражения и теряют самые любимые проекты, дело своей жизни, и буквально возрождаются из пепла, чтобы снова взяться за работу. Предательство союзников, подножки противников — это жизнь, и надо к этому быть готовым. Ваш кандидат не готов. При малейшей опасности он публично объявляет себя правым, а бывших союзников — виновными во всех провалах.

— Тамара, и что вы мне посове­туете?

— Я могу предположить, что вам не стоит давать этому человеку ответственные задания, — подытожила Кахидзе. — У вас очень мало шансов сработаться еще и потому, что Терентьев избегает ответственности.

Рекомендации

Когда Тамара закрыла за собой дверь, Соколовский несколько раз прошелся по своему кабинету.

«Как все легко и просто у этих советчиков! — раздраженно подумал он, вспомнив слова Кахидзе. — Они, поди, думают, что мир так и устроен: милых людей берем на работу, а сложных — нет! Я бы поговорил с предыдущими работодателями Федора... Но как найти тех, кто бы не относился к нему пристрастно?»

Виктор достал планшетник, нашел в интернете справку о Терентьеве и начал просматривать названия компаний, с которыми сотрудничал ­Федор.

«Стим-банк», Мюллер... Нет, этот пусть Шляпкину свою слушает, не хочу с ним разговаривать... «First session», Голубовский... Нет, с этими тоже не получится поговорить, они здорово скандалили с Терентьевым из-за денег...

Примерно через полчаса Виктор понял, к кому надо обращаться за рекомендациями: к Наталье Гороховой, совладелице телекомпании «Urban»! Они даже шапочно знакомы: встречались то на фестивалях, то на каких-то светских мероприятиях и приветливо друг другу кивали. А Федор когда-то запускал очередное телешоу на ее канале! Теоретически они могут быть даже знакомы: ведь Терентьев после выхода клипа Husky-Vaporetto стал звездой в мире шоу-бизнеса. Виктор нашел в своем смартфоне номер Гороховой.

— Алло, Наталья, добрый день. Знаете, у меня к Вам несколько деликатный вопрос. Я собираюсь предложить работу Федору Терентьеву, с которым Вы, возможно, знакомы...

— Да, знакомы, — подтвердила Наталья.

— Как вы можете его оценить?

— Смотря в каком смысле... — замялась Горохова.

— В качестве сотрудника. Вы бы стали снова с ним работать?

— Нет! — очень быстро сказала Наталья. — Он, несомненно, крепкий профессионал с очень креативными идеями. Но мы не сошлись во взглядах... Шоу, которые он нам делал, были необычными, с элементами авангардного искусства — и очень дорогими. Нашей задачей было сделать прайм-таймовую передачу для массовой аудитории за не слишком большие деньги. После первых двух выпусков нам пришлось расстаться с Федором, так что наш опыт сотрудничества был, скорее, неудачным. Но хочу подчеркнуть, что это всего лишь мое личное мнение, и я уверена, что ваша совместная работа будет более успешной.

— Спасибо за честный отзыв, Наталья! — от души поблагодарил Соколовский. — Вы мне очень помогли. Надеюсь, что и я вам смогу быть полезен.

— О, я тоже на это надеюсь, — засмеялась Горохова. — А по поводу Терентьева я еще хочу добавить, что он очень работоспособный человек.

Попрощавшись с Соколовским, Горохова положила телефон на стол и вздохнула. Воспоминание о Федоре Терентьеве вызывало у нее желание закурить, хотя она и избавилась от этой привычки лет восемь назад.

Мелкие и крупные конфликты, обвинения в непрофессионализме и косности, постоянные срывы графиков — именно этим ей запомнились несколько месяцев сотрудничества с гуру.

В смете расходов постоянно появлялись новые пугающие Горохову пункты вроде «выступление мотоциклиста — чемпиона России, страховка спортсмена, страховка механиков сцены и врач-травматолог». Просьбы объяснить, в чем состоит великий замысел, Федор воспринимал как личное оскорбление и попытку вмешательства в творческий процесс.

Однажды за неделю до сдачи проекта Терентьев полностью переделал сценарий программы. Надо отдать должное: новый сценарий был намного лучше. Но Терентьев не уточнил детали: где Горохова должна была взять денег на воплощение этих блистательных идей. Ведь бюджет на шоу был уже вдвое больше запланированного...

Естественно, было бы странно высказывать все это едва знакомому человеку, главе крупного рекламного холдинга. Шоу-бизнес — это большая деревня, где все рано или поздно оказываются связанными общим бизнесом. А вдруг Соколовский с Терентьевым станут лучшими друзьями и будут вместе весело хохотать, вспоминая отзыв злопыхательницы Гороховой? Тем более что Наталья в конфликте с Терентьевым тоже повела себя не идеально — например, отказалась выплачивать Федору гонорар в полном размере...

А что касается успеха Husky-Vaporetto... Недавно Наталья узнала, что сценарист того клипа, какой-то молодой поляк, был номинирован на «Оскар» со своим полнометражным фильмом... Так, может быть, вклад польского сценариста в создание рекламного шедевра больше, чем кажется Терентьеву? Соколовский после разговора с Натальей включил плазменный телевизор, висящий в его кабинете. Как раз шло то самое шоу, которое когда-то Федор делал для телеканала Натальи Гороховой.

Все было, как и ожидал Виктор: одна певица с хитом десятилетней давности сменяла другую с песней пятнадцатилетней давности, — и все это было отчаянно, невыразимо скучно. «Интересно, не стыдно Гороховой это выпускать? — задумался Соколовский. — Нет, я все-таки возьму к себе Терентьева. Со мной-то он точно не будет себя так вести!»

Как Соколовский может себя обезопасить, нанимая скандалиста? Ситуацию комментируют эксперты.

Галина Рогозина, партнер практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert

Я считаю, что нанимать такого человека, как Федор, — большой риск, потому что, скорее всего, манера поведения, которую он демонстрировал во всех предыдущих случаях в своей карьере, останется прежней.

Если верить профессионалам, которые общались с Федором, он индивидуалист, не готовый к коллегиальной деятельности, и для него важно выходить победителем из любой ситуации.

Для того чтобы поведение человека фундаментально поменялось, должно произойти нечто такое, что могло бы серьезно на него повлиять. Но, похоже, Соколовский не может предложить Федору ничего, что бы всерьез изменило его поведение. Статусная должность в компании, личный кабинет и приличная зар­плата — все эти атрибуты вряд ли привлекут Федора.

Терентьев — человек неординарный, творческий и оппозиционно настроенный. Его интересуют задачи, решая которые он мог бы проявить свою уникальность и неповторимость. А если человек по сути своей маргинал, которого интересуют любого рода отличия, то он всегда будет стремиться противостоять, — скорее всего, его «заводит» именно это, и он будет подсознательно искать таких ситуаций.

Единственное, что бы могло держать Терентьева в рамках, — это конкурентная творческая среда. Если бы Федор не считался «единст­венным, кто может сделать нечто поражающее», а работал в среде других креативных и нестандартных людей, — у него включились бы поведенческие механизмы, которые базируются на стремлении побеждать соперников. В такой соревновательной атмосфере необходимо показывать нечто содержательное,

а не демонстрировать капризы гения.

Не исключено, что первый успех Федора — видеоклип Husky-Vaporetto — был создан как раз в конкурентной среде, где Терентьев имел возможность соревноваться с людьми, равными ему по профессионализму. Может, не случайно его бывший коллега впоследствии был номинирован на «Оскар»? Просто на Терентьева тогда не молились и не считали его незаменимым.

Итак, первая рекомендация Соколовскому: создать Федору конкурентную среду. Но и этот метод не панацея, потому что есть риск, что Федор попытается выйти из такой конкурентной — и некомфортной для него — ситуации.

Вторая рекомендация: еще до заключения контракта Соколовскому стоит обговорить с Федором пра-вила и нормы — касающиеся коммуникаций, внутренних процессов в компании и так далее, — которые он считает абсолютно обязательными к исполнению.

Третья рекомендация: открыто обсудить с Федором случаи, которые были в прошлом, и выслушать его точку зрения относительно разногласий с предыдущими работодателями. Стоит попросить его прокомментировать, как распределялась ответственность, спросить Федора, когда он, по его мнению, вел себя неправильно. Этот разговор позволит узнать, готов ли новый сотрудник брать на себя ответственность и как он поведет себя в сложной ситуации.

В целом, мне кажется, Соколовский пребывает в заблуждении относительно того, что он способен управиться с таким человеком, как Федор. Ведь даже при соблюдении всех этих рекомендаций Соколов­ский, скорее всего, будет тратить много времени на разрешение острых конфликтных ситуаций.

Анна Карташова, руководитель «Психологического центра на Волхонке»

Работать с такими асоциальными людьми, как Федор, нелегко, потому что они не уважают личные границы, рамки приличий, законы, деловой этикет и поэтому часто нарушают общепринятые правила.

Большинство из нас по умолчанию считает, что слова заказчика — не пустой звук, так как он оплачивает наш труд и имеет право «заказывать музыку». А Терентьев этого не понимает. Работая с ним, заказчик рискует получить не тот продукт, который он хочет, а тот, который посчитал нужным сделать Федор. Представьте, что музыканту заплатили за то, чтобы он сыграл похоронный марш, а он вместо этого очень талантливо, с душой играет марш Мендельсона. Заказчик возмущенно говорит, что ему нужна другая музыка, на что исполнитель заявляет, что у него настроение не для похоронного марша. Для Федора Терентьева подобная манера поведения, похоже, привычна.

Такие люди часто креативны и харизматичны и, будучи отличными манипуляторами, нередко достигают прекрасных результатов в бизнесе. Но у окружающих остается неприятное впечатление от контакта с ними. Ведь большинство из нас старается соблюдать определенные правила в коммуникациях с другими людьми — именно на этом строится все социальное взаимодействие. Для нас важно, чтобы о нас хорошо думали, чтобы нас считали профессиональными, порядочными, выполняющими свои обязательства. А таким людям, как Терентьев, безразлична собственная репутация, поэтому на них очень сложно воздействовать.

Взаимодействие с асоциальными людьми — это игра без правил. Поэтому, скорее всего, столкнувшись с ними, вы проиграете.

Некоторые работодатели думают, что лояльность такого человека повысится, если предложить ему большую зарплату. Это не так. Терентьеву более интересна самореализация, чем деньги.

Можно ли сделать так, чтобы асоциальность сотрудника работала на компанию? Да, но для того, чтобы «обыграть» такого человека, нужно быть еще более асоциальным. Для достижения нужного результата придется манипулировать Федором и умело использовать те немногие границы и принципы, которые он сохранил. А если вы более социально адаптивная личность, то ваш провал неизбежен.

Также перед заключением контракта необходимо юридически себя обезопасить, чтобы не по­тратить впустую много денег, как это случилось с Гороховой.

Впрочем, я не исключаю возможности того, что работодателю повезет с Федором и Терентьев создаст нечто столь же известное, как тот нашумевший клип. Ведь шоу-бизнес часто предполагает игру без правил. Люди, которые хотят забраться на пьедестал славы, порой не гнуша-

ются методами, которые в любой другой отрасли (напри-

мер, в мире финансов) считались бы неприемлемыми.

А в богемных кругах скандальная известность иногда даже приветствуется.