Использует ли ваш босс токсичный позитив? | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Переводной материал

Использует ли ваш босс
токсичный позитив?

Позитивный настрой, исходящий от руководителя, повышает результативность команды, но, если он ничем не подтвержден, то попросту вреден

Автор: Мита Мэллик

Использует ли ваш босс токсичный позитив?
Etienne Girardet / Unsplash

читайте также

Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям

Ретт Моррис

Три простых вопроса для принятия сложных решений

Джон Балдони

Сизифовы инновации

Мария Божович

(Не)время заканчивать

Андре Спайсер

«Давайте увеличим прогноз на следующий год на миллион долларов!» — взволнованно сказал наш вице-президент на совещании. Он встал и, хлопая в ладоши, закричал: «У нас все получится! Я в вас верю! Давайте действовать!» Обходя комнату по кругу, он хлопал членов нашей команды по плечу и стукался с ними кулаками.

Мы с коллегой не могли поверить своим глазам. Глава отдела снабжения только что сообщил нам, что наш товар продается быстрее, чем мы его производим, и что один из наших комплексов уже не может его производить. Вице-президент знал все это, однако заставил нас увеличить прогноз на миллион долларов. Но оптимизм, положительные вайбы и позитивный настрой ни на шаг не приблизили бы нас к новой цели.

Это всего лишь один из многих примеров, которые я могу привести, рассказывая о работе под руководством данного начальника. Он был не просто оптимистом, а человеком, наполненным токсичным позитивом.

Радость и позитивный настрой могут быть выгодны как работникам, так и компаниям. Масштабное исследование, проведенное Said Business School, показало, что производительность у радостных работников на 13% выше, чем у обычных. По данным Шона Экора, автора «Преимущество счастья» (The Happiness Advantage), позитивная атмосфера на рабочем месте, связанная с благодарностью и высокой оценкой коллег, может втрое увеличить креативность, снизить уровень симптомов усталости на 23% и повысить продажи на 37%. Наконец, Better Up, один из крупнейших стартапов в сфере ментального здоровья и наставничества, заявляет, что позитивное настроение улучшает навыки руководителя, а также его способность решать проблемы и адаптироваться к изменениям.

Но что происходит, если ваш босс превращает позитив в оружие?

В ходе карьеры я снова и снова сталкивалась с руководителями, которые распространяют токсичный позитив. Какой бы плохой или напряженной ни была ситуация, какими сложными ни были обстоятельства, руководитель убеждал себя в том, что хорошее настроение или позитивное мышление сами по себе могут изменить результат. А затем руководитель распространял этот токсичный позитив в своей команде. При этом он перекладывал ответственность на отдельных людей, заставлял их выживать в атмосфере, не подходящей для работы — но при этом не пытался выявить первопричину проблем.

Как отличить босса-оптимиста, который мыслит позитивно и вдохновляет свою команду, от того, кто является источником токсичного позитива? Вот три «красных флага», которые нужно научиться подмечать.

Руководители окружают себя подпевалами.

«Отказ — не вариант. Мы не приемлем слово “нет”», — говорил один из руководителей отдела продаж, на которого я работала. Он окружал себя людьми, которые во всем с ним соглашались, теми, кто не ставил под сомнение его нелогичные рекомендации или распоряжения. Пока я работала с ним, его команда постоянно ставила перед собой высокие цели и никогда их не достигала. Руководитель заражал команду токсичным позитивом; даже сталкиваясь с реальными проблемами в бизнесе, он верил в то, что ничего невозможного нет. Он на самом деле прятался от реальности.

В тех редких случаях, когда ему возражали, он проводил аналогии с военным делом: «Великие генералы никогда не отступали. Мы остаемся на поле боя». Он всегда был позитивным и постоянно улыбался, раз за разом повторяя эти изречения, и многие сомневались в том, что его поведение действительно наносит вред — ведь он ни на кого не кричал.

«Вы, как руководитель, должны уравновешивать оптимизм дозой реализма», — пишет Сонали Пай, основатель Grapefruit Beauty Collective. Она продолжает: «Я хочу вдохновить свою команду, сделать так, чтобы она стремилась к целям, которые казались нам недостижимыми. И в то же время, если на пути возникли настоящие препятствия — например, товар задержали на таможне, или мы не достигли нужного уровня инноваций, или если наш специалист заболел и не может участвовать в фотосессии, то позитивные банальности не помогут. Я должна быть вместе с командой, и мы должны закатать рукава, вместе взяться за работу и исправить ситуацию».

По словам Пай, оптимистичный руководитель находит баланс между позитивным и реалистичным мышлением. Он готов узнать о том, что не получается, заняться решением проблемы вместе с командой и в случае необходимости изменить курс. Он готов смириться с отказом и принять поражение как один из вариантов. Как только руководитель поймет, что поражение — это тоже вариант, в будущем он сможет действовать по-другому.

Руководители чрезмерно хвалят работников.

Руководитель, который наполнен токсичным позитивом, использует похвалу, комплименты и лесть, чтобы манипулировать людьми. Он играет на всеобщем стремлении понравиться другим и желании всех спасти, он льстит людям, чтобы заставить их делать то, что нужно ему, — даже в том случае, если выполнить задачу невозможно, или требует самопожертвования.

Это представляет особую проблему на рынке, где часто происходят увольнения, оптимизации и сокращения бюджета. Часто руководители не хотят принимать тяжелых решений о том, какую работу нужно прекратить, а какую – продолжать, и, возможно, они будут призывать людей делать больше, но при этом тратить меньше ресурсов. Поначалу токсичная позитивность может показаться источником мотивации, но она постепенно подрывает боевой дух и продуктивность команды, особенно если работникам постоянно кажется, что они находятся в критической ситуации.

Остерегайтесь таких фраз, как:

«Только вы можете это сделать. У вас такой огромный опыт. Я просто не могу забрать вас из этого проекта».

«Я знаю, что у нас осталась только половина команды, но у вас хватит сил, чтобы справиться с этой нагрузкой. Я в вас верю!»

«Вы — суперженщина! Я потрясен тем, что вы выполняете столько задач одновременно. Не знаю, как вам это удается, но нам так повезло, что вы в нашей команде и занимаетесь этой срочной проблемой, которая возникла у клиента».

«Я еще никогда не встречал такого находчивого человека, как вы! Пока вы руководите этим проектом, я за него спокоен».

«Я знаю, вы успеете за две недели — нужно просто потерпеть и работать более упорно. Вы справитесь с любым испытанием. Вы же никогда не подводите ни меня, ни команду!»

Хотя сами по себе эти фразы выглядят невинными и их даже можно принять за комплимент, руководитель может превратить такие позитивные отзывы в оружие, чтобы манипулировать работниками, заставляя их браться за невыполнимые задачи. Руководитель, который на самом деле обучает и направляет свою команду, постоянно указывает как на положительные качества, так и на то, что стоит улучшить.

Руководители рассчитывают, что люди будут счастливы — в любых обстоятельствах.

«Почему вы не улыбаетесь? Что случилось? Забудьте о тревогах, будьте счастливы!» — часто говорил мне мой бывший начальник. При этом он указывал на свои губы и жестом предлагал мне улыбнуться.

В большинстве случаев это не было связано с каким-то негативным событием — я просто сидела за своим столом, сосредоточившись на работе. Но он хотел, чтобы его команда улыбалась и постоянно излучала счастье, вне зависимости от обстоятельств.

«Нельзя рассчитывать на то, что наши команды будут постоянно счастливы — на работе, по требованию, в любое время суток — просто потому, что нам хочется считать себя хорошими людьми и руководителями», — говорит Лан Фан, автор книги «Делай это каждый день» (Do this Daily) и основатель организации по развитию руководителей «community of SEVEN». Фан добавляет: «Если мы просим членов команды просто больше улыбаться, то, возможно, обесцениваем негативные эмоции, которые они испытывают на работе или дома».

В условиях экономической неопределенности работников демотивируют увольнения, отказ от приема на работу новых сотрудников, реструктуризации, снижение расходов, отставки и невыполнение плана по продажам. Их также пугают растущие расходы на воспитание детей, природные катастрофы, необходимость заботиться о престарелых родственниках, войны в разных странах мира, а также предстоящие президентские выборы в США. Здравомыслящий руководитель не может рассчитывать на то, что его подчиненные будут постоянно благодарить судьбу за все и излучать счастье на рабочем месте.

По мнению Фан, заставляя работников улыбаться и маскировать их истинные чувства, руководитель подталкивает их к выгоранию. Она сказала мне: «Они боятся, что на них повесят ярлык смутьяна и очернителя, если они поделятся своими чувствами и опасениями. Поэтому они скрывают свои эмоции и одновременно считают, что подводят своих коллег».

Хорошие руководители признают чувства членов своей команды, а не распространяют токсичный позитив. Они избегают таких фраз, как «могло быть и хуже», «всему есть своя причина» и «нужно на все смотреть с оптимизмом». Хорошие руководители внимательно слушают работников и предлагают помощь и поддержку — например, следующим образом: «Мне жаль, что так происходит. Как я могу помочь? Что я могу сделать на работе, чтобы поддержать вас?»

***

Сложно отстаивать свои права, если ваш начальник использует токсичный позитив, ведь он, возможно, не захочет принять то, чем вы хотите поделиться. Начните устанавливать личные границы и обратитесь за поддержкой к коллегам. Чтобы избежать выгорания, сравнивайте цели, установленные руководителем, с текущими ограничениями в вашей сфере, чтобы получить реалистичную картину того, что вы можете и не можете сделать — вне зависимости от того, что вам говорят. И, наконец, пусть работа с начальником, который применяет токсичный позитив, научит вас сохранять оптимизм, но при этом не терять связь с реальностью.