читайте также
В современном мире стремительных изменений для HR-сферы ключевым станет умение понимать эмоции и уметь управлять ими. Быть ловким и изобретательным, отслеживать тенденции и действовать на опережение. Как можно научиться это делать? В первую очередь развивать навыки и умения в сфере эмоционального интеллекта, визуальной психодиагностики, психологии работы с людьми, а также так называемого культурного интеллекта. На основе своей практики я могу выделить 10 качеств и навыков, которыми должен обладать каждый кадровик в XXI веке.
Наблюдательность — умение замечать малейшие нюансы в поведении, настроении, эмоциях и проявлениях чувств как своих, так и других людей. Нужно задать себе следующие вопросы: «Почему я так поступаю? Что я чувствую? Почему человек так действует? Какие эмоции он при этом испытывает?». Анализировать следует их причины, а не симптомы.
Не только слушать, но и слышать — человек должен уметь чувствовать ситуацию и налаживать доверительные отношения, быть отличным переговорщиком, слушать внимательно, уточняя нюансы и детали, распознавая ложь, наигранность или лесть. Почему важны именно эти аспекты? Что является основой для данного утверждения? Кадровики отслеживают мнения и тенденции, настроение персонала, развивают профессиональные и деловые связи, тем самым наращивая как собственный, так и корпоративный социальный капитал. И без навыков хорошего слушателя быть успешным HR-специалистом никак нельзя.
Умение задавать вопросы себе и другим — стремиться выявить суть проблемы, ее причины, а не только последствия и результаты действий, решений, эмоций, которые переживает человек в тот или иной момент времени. Почему тот или иной индивидуум так поступил? Какой результат получит от данного (без-)действия организация?
Читайте материал по теме: Почему кадровым данным нельзя доверять
Умение работать с информацией, огромным массивом данных — нахождение причинно-следственных связей, критическое отношение ко всему, проверка и перепроверка фактов, умение вычленять самое важное и существенное, отсеивая информационный мусор. И здесь на передний план выходит коэффициент любознательности. Это стремление познания нового и жажда свежих знаний и эмоций.
Знания и навыки визуальной психодиагностики — высшим пилотажем владения данным инструментом является умение предугадывать поведение и решения человека еще до того как он начнет говорить и действовать. Это не только расшифровка жестов и мимики лица, а знание психотипов, особенностей характера, поведения, проявления различных типов личности.
Знания особенностей представителей разных поколений — миллениалы составят 50% рабочей силы к 2020 году. В то же время старшие поколения уходят на пенсию позже, и многие переходят на фриланс или же работают на неполную ставку по достижении преклонного возраста. Персонал становится более образованным и более опытным в глобальном масштабе. Задачи для кадровиков уже сегодня — это умение понимать, искать и мотивировать высококлассных специалистов из разных поколений.
Культурный интеллект — знания и понимание особенностей разных наций, культур, религий, специфику их трудовых отношений, управления, делового этикета и межличностных отношений.
Читайте материал по теме: Будут ли нас нанимать на основе анализа тембра голоса?
Знание теорий и практики лидерства и формирования высокопродуктивных команд — знание типов руководителей, коллективов, формирование групп, их формальных и неформальных лидеров. Для этого HR-специалист должен постоянно общаться со всеми сотрудниками организации, следить за отзывами, жалобами, принимать участие в неформальных встречах коллектива, во время проведения корпоративных и командообразующих мероприятий. Уметь разрешать любые конфликты внутри команды.
Умение выстраивать коммуникации — отбирать свежую информацию по наиболее актуальным аспектам деятельности организации, определять оптимальные каналы распространения, владение инструментами маркетинга, HR-брендинга, умение доносить информацию до персонала, используя различные каналы: интранет, внутренний сайт, корпоративные газеты, журналы, доски объявлений, собрания, социальные сети, внутреннюю рассылку и т. д. Также важный элемент в этом процессе — обратная связь, без нее все усилия кадровика будут напрасны.
Быть посредником в сложных вопросах — кадровик выступает в роли арбитра между интересами рядовых сотрудников и топ-менеджмента, а в некоторых случаях даже собственника, государства, профсоюзов и профильных ассоциаций.