Встать с той ноги | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Встать с
той ноги

Что делать, если сотрудники работают с плохим настроением с самого утра

Автор: Нэнси Ротбард

Встать с той ноги

читайте также

Как физик научил меня проводить реформы

Джон Коттер

Опьянение властью заглушает эмпатию

Лу Соломон

Как спасти бизнес во время кризиса

Кристофер Локхед,  Эдди Юн

«Главное для нас — это скорость, поэтому "ЛизаАлерт" борется с любой бюрократией»

Григорий Сергеев

Задумывались ли вы, что происходит с вашими сотрудниками перед началом работы? Каждый из нас иногда просыпается не в настроении и порой с трудом настраивается на новый день. Бывает и так, что начинается он ничего, но перед выходом из дома его испортит ваш упрямый сын или дочь подросткового возраста – и дорога до работы окажется сущим адом. Обратите внимание на утреннее настроение своей команды, и это окупится. Исследование, проведенное мной совместно со Стефани Уилк, доцентом бизнес-колледжа имени Фишера при университете штата Огайо, показало, что утреннее настроение сохраняется дольше, чем кажется, и влияет на ход работы.

В нашем исследовании «Встать с той или не с той ноги: утреннее настроение, ход работы, переживания сотрудников и результативность» ( “Waking Up On The Right Or Wrong Side Of The Bed: Start-Of-Workday Mood, Work Events, Employee Affect, And Performance,”) на протяжении нескольких недель мы изучали работу клиентского сервиса большой страховой компании. В течение дня мы несколько раз рассылали работникам клиентского отдела мини-анкеты, проверяли, в каком настроении они встретили день, как воспринимали различные рабочие ситуации и общение с клиентами, как менялось их настроение после разговоров с клиентами. Сопоставляя эти данные с детальным учетом результативности работы, который ведется в компании, мы поняли, как их настроение сказывается на результативности.

Мы видели, что утреннее настроение день ото дня бывает разным, но те, кто начинают день в хорошем или спокойном настроении, обычно остаются в этом состоянии до конца дня и общение с клиентами только добавляет им жизнерадостности. И напротив, те, кто встал не с той ноги, обычно так и не выбираются из плохого настроения, а к концу дня чувствуют себя еще хуже, даже если общались с позитивно настроенными клиентами.

Одно интересное и неожиданное открытие мы назвали «Несчастным хорошо вдвоем». Некоторые сотрудники, начинавшие день в плохом настроении, отчасти утешались, пообщавшись с теми клиентами, которые тоже были не в настроении. Возможно, увидев ситуацию клиента, эти сотрудники понимали, что им-то самим еще не так скверно.

Мы обнаружили, что в хорошем настроении сотрудники обеспечивали высококачественный сервис, они более внятно отвечали по телефону, реже мычали в трубку, соблюдали правила грамматики. В плохом настроении сотрудники чаще делали перерывы, чтобы как-то справиться со стрессом и продержаться до конца дня. Эти небольшие перерывы, накапливаясь, выливались в потерю более 10% продуктивности.

Как руководитель может применить данные исследования и помочь сотрудникам справляться со стрессом, чтобы тем самым получить большую отдачу? Хотя нажать кнопку перезагрузки и помочь сотрудникам стряхнуть плохое утреннее настроение не так просто, сделать это все-таки возможно. Например, менеджеры могут рассылать по утрам подбадривающие сообщения или проводить ежедневно командную пятиминутку, чтоб поднять всем настроение и помочь переключиться в рабочее состояние. Другой способ поднять дух – кормить людей и праздновать достижения. Еще один вариант – предоставить сотрудникам немного времени для разогрева с утра. Например, они могут сначала поболтать с коллегами, а потом приступать к работе. Кроме всего прочего, людям приходится восстанавливаться после тяжелого вечера или недосыпа, а потому не стоит забрасывать подчиненных на ночь требовательными письмами – это гарантирует неудачный старт следующего дня. Кстати, если сотрудник опоздает на работу, лучше отложить разбор полетов: и разговор потом выйдет более конструктивный, и рабочий день не пропадет.

Сотрудникам тоже имеет смысл стряхивать негатив по дороге на работу, продуманно осуществлять «переход». С этой целью можно выбрать другой маршрут до работы, поговорить с самим собой, зайти выпить кофе, послушать вдохновляющую музыку. А потом нужно сделать глубокий вдох, перешагнуть порог и сосредоточиться на задачах нового дня.

Об авторе. Нэнси Ротбард – профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса.

Читайте по теме: