Не соскучишься: что делать, если ваша отрасль не привлекает молодежь | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не соскучишься: что делать, если ваша отрасль не
привлекает молодежь

Как «скучной» компании привлечь молодые таланты

Автор: Билл Тейлор

Не соскучишься: что делать, если ваша отрасль не привлекает молодежь
JETTA PRODUCTIONS/WALTER HODGES/GETTY IMAGES

читайте также

В тупике: что нас ждет в ближайшие 100 лет

Эдвард Уилсон

Простое упражнение, которое поможет изменить себя

Маршалл Голдсмит

Сценарии, которые сбываются

Юлия Фуколова

Какого поведения лидерам следует избегать?

Мюриэл Уилкинс,  Эми Джен Су

Значительную часть своего времени я провожу с руководителями высшего звена компаний, работающих в, скажем так, не самых привлекательных сферах. Речь о банках, энергетических компаниях, крупных производствах и, возможно, наименее привлекательных из всех — страховщиках. Эти руководители справедливо гордятся тем, что делают их организации, и им нетрудно заинтересовать людей вроде меня своими планами развития и перемен. Трудность же, которая не дает им спать по ночам, заключается в том, что молодые люди находят их компании скучными и без особого энтузиазма относятся к перспективе строить в них карьеру. Я слышу эти вопросы снова и снова. «Как нам соревноваться с Facebook и Google в привлечении молодых разработчиков? Как сделать так, чтобы разбирающиеся в технологиях маркетологи шли к нам, а не в Starbucks и Amazon?»

Иными словами, их главная задача — превратить свои «скучные» компании в «крутые», убедить двадцатилетних специалистов работать у них, а не в самой популярной компании или сфере. Эта задача стоит затраченных усилий и зачастую решает судьбу организации — но есть правильные и неправильные способы ее решения. Две недавние статьи, описывающие попытки руководителей страховых компаний сделать свою сферу более привлекательной для молодых людей, хорошо демонстрируют все перспективы и преграды на пути изменения облика той или иной отрасли. Они могут помочь руководителям из традиционных сфер найти лучший способ борьбы за таланты.

Давайте начнем с преград. Как было отмечено в недавней передовице Wall Street Journal, в ближайшие годы страховым компаниям предстоит нанять 500 000 новых сотрудников, в то время как сотрудники-старожилы будут волна за волной выходить на пенсию. К сожалению, как отмечает Wall Street Journal, молодые люди «просто не хотят работать в страховых компаниях». Это побудило некоторые организации разработать новые дерзкие рекрутинговые стратегии. Одна компания среднего размера, расположенная в городе Шебойган (Висконсин), использовала для привлечения кадров видео с молодым специалистом, загримированным под зомби. Так компания хотела показать, что ее сотрудники «любят хорошо повеселиться». На рекрутинговых мероприятиях в колледжах она предлагала студентам «горы свежеприготовленного бекона», а в своей штаб-квартире установила колесо обозрения, чтобы развлекать новых сотрудников. А один американский страховой гигант открыл офис в Нью Йорке с «рабочими пространствами “в духе стартапа”», бесплатным пивом и конференц-залами со странными названиями вроде «Падение астероида» и «Змеиный укус».

Отдавая должное креативности и не сомневаясь в том, что в основе этих инициатив лежат благие намерения, я все же боюсь, что их авторы не видят главного. Молодые люди не страдают от нехватки зомби-грима и дешевого пива. Что для них действительно ценно, так это возможность работать в компании, которая меняет мир к лучшему и раскрывает их потенциал. Вот почему такой крупной страховой компании как USAA удалось установить эмоциональную связь со своими клиентами и создать вдохновляющую рабочую атмосферу. Никому не придет в голову назвать USAA скучной: она предоставляет необходимые финансовые услуги действующим и находящимся в отставке участникам вооруженных сил США и их семьям и внедрила удивительное число цифровых инноваций в свои процессы. Ее корпоративная культура довольно консервативна (больше белых рубашек и меньше колес обозрения), однако она несомненно вызывает интерес среди молодых специалистов. Содержание важнее красивой обертки.

Еще одна недавняя статья, на этот раз в New York Times, предлагает довольно многообещающую стратегию  превращения «скучной» индустрии в «крутую». В ней описана программа университета Батлера, в рамках которой студенты могут почувствовать интеллектуальную строгость и человеческие эмоции, сопряженные со сферой страхования, которой, как признает статья, «явно не достает привлекательности». Идея этой программы заключается в том, что лучший способ заинтересовать молодых людей той или иной сферой — предоставить им возможность поработать в ней и самим увидеть, как это может быть увлекательно. Группа студентов управляет компанией, которая страхует, помимо прочего, талисман университета, коллекцию фортепиано Steinway и бизнес нескольких студенческих организаций. Эта компания конкурирует с коммерческими страховщиками, что заставляет студентов стараться превзойти старожилов рынка в сообразительности и инновационности. «Если вы думаете, что индустрия страхования скучная, — заключает New York Times, — вы в ней не разбираетесь. Не последнюю роль в ней играют занимательные науки о человеческом поведении (от безрассудства до пренебрежения) и наши коллективные попытки вести себя ответственно — которые никогда не могут увенчаться абсолютным успехом».

Опыт небольшой программы университета Батлера говорит о многом. В дополнение к потребности в осмысленной работе талантливые молодые люди хотят иметь возможность решать важные и сложные задачи. Вспомним, как на молодые таланты сделали ставку в корпорации IBM. IBM не назовешь скучной компанией, однако долгие годы ей было тяжело соревноваться в рекрутинге с интернет-стартапами. Кто пойдет в IBM, когда есть Apple или Google? Столкнувшись с этой проблемой, компания разработала крайне успешную программу стажировок Extreme Blue, в рамках которой программисты студенческого возраста трудились над проектами высокой важности и работали бок о бок с самыми главными специалистами по технологиям в IBM. Возможность испытать на себе реальную жизнь в IBM убедила многих молодых специалистов непредвзято посмотреть на карьерные перспективы в такой «консервативной» организации.

Если вы управляете бизнесом, возглавляете команду или руководите проектом, которые нельзя назвать высокотехнологичными, помните: вы не сможете создать удивительное и захватывающее будущее для своей компании, если вы не знаете, как сделать ее удивительной и захватывающей для талантливых молодых специалистов. И для этого не нужно пытаться скопировать внешние атрибуты жизни в Кремниевой долине. Необходимо другое — предоставить молодым людям возможность узнать, на что похожа работа в вашей компании. Покажите им, какой интересной она может быть и какое удовлетворение может принести.

Об авторе. Билл Тейлор — сооснователь журнала Fast Company, автор нескольких книг.

* деятельность на территории РФ запрещена