Слово зумерам: практические советы по работе с Generation Z | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Слово зумерам: практические советы по работе с
Generation Z

Как использовать особенности зумеров и представителей других поколений для того, чтобы компания процветала?

Автор: Анастасия Пушкарева

Слово зумерам: практические советы по работе с Generation Z
Фото: Crew / Unsplash

читайте также

Десять мифов о первой зарплате

Джулия Беар,  Линда Бебкок

Как не сгореть на работе

Семен Савченко

Почему вы до сих пор не стали топ-менеджером

Нина Боуман

Что такое хорошая работа?

Зейнеп Тон

Реальность стремительно меняется, требуя от бизнеса учитывать новые тренды и следовать им, чтобы сохранять эффективность. Совсем скоро представители пяти поколений (бэби-бумеры, иксы, миллениалы, зумеры и альфы) начнут работать вместе, и это значит, что взаимодействие в коллективах будет строиться иначе — с учетом индивидуальных черт и компетенций каждого поколения. О том, как максимально использовать потенциал команды, а также об особенностях поколения Z, рассуждают в исследовании How will your decisions today shape the future for generations to come? аналитики международной аудиторской корпорацией Ernst & Young Global Limited (EY). «Большие идеи» публикуют обзор исследования.

Демографические кризисы

В первую очередь на состав команд и структуру работы бизнеса влияют демографические процессы. Старение населения в развитых государствах, репрезентация женщин в профессиональной среде и иммиграционные потоки из стран третьего мира создают новые условия для функционирования рынка труда, и именно зумерам предстоит стать основными игроками на этом поле в ближайшее время, отмечают в первой главе авторы отчета Марси Мэрриман и Элизабет Болшау.

Сегодня в развитых государствах растет число людей старше 65 лет и снижается рождаемость, что создает проблему нехватки квалифицированных сотрудников и увеличивает конкуренцию на рынке труда. Особенно ярко это заметно в Японии (где 30% населения старше 65 лет), Южной Корее (18%), странах ЕС (22%) и Китае (14%). Такая тенденция влияет на иммиграционную политику стран, которые стремятся создать все условия для притока новой рабочей силы.

Ключевые события, отражающие пиковые моменты для каждого из поколений в возрасте 10-25 лет

Тем не менее, внутри поколения Z существует сегментация: например, в США выявили несколько различных групп зумеров, каждая из которых обладает собственными отличительными чертами. Один из признаков этой сегментации –– отношение к работе, которое можно рассматривать с нескольких точек зрения.

1. Финансовый аспект

52% опрошенных из числа зумеров поделились тем, что нехватка денег их очень беспокоит. По данным Бюро трудовой статистики США, приведенным в статье The Washington Post, поколение Z сильнее пострадало от роста цен, высокой стоимости жилья, больших процентов по учебным кредитам, чем миллениалы. Даже с учетом того, что период взросления обоих поколений выпал на серьезные экономические потрясения, траты на предметы первой необходимости для зумеров оказались выше.

Во многом поэтому представители поколения Z стремятся найти дополнительные источники дохода. 45% зумеров, опрошенных в рамках исследования компании Visa, подтвердили, что у них есть подработка, а 37% ответили, что работают более, чем в одной компании.

2. Роль авторитета и власти

За последние пять лет наметилась тенденция к снижению уровня доверия к авторитетам среди молодежи западных стран. Традиционные источники информации (политики, ученые, СМИ) больше не считаются истиной в последней инстанции. К ним обращаются все реже, в то время как точка зрения ровесников для зумеров приобретает все большее значение. Вместе с тем, 67% представителей поколения Z в США считают, что большинству компаний нельзя доверять, потому что сомневаются в прозрачности и честности их действий.

Именно поэтому Роберта Кац из Стэнфордского университета считает, что для зумеров важнее не авторитет, а понимание, почему что-то делается именно так, а не иначе. Особое внимание они уделяют тому, чтобы слова и действия соответствовали друг другу.

Тем не менее, исследования EY показывают, что в профессиональном плане большинство представителей поколения Z (80%) хорошо относятся к своему руководству, а 71% полностью доверяет ему.

3. Влияние новых технологий

В ходе исследования EY Gen Z AI Literacy респонденты заявили, что использование искусственного интеллекта поможет им облегчить рутинные процессы, а 51% из них настроен на то, чтобы увеличить присутствие новых технологий в своей жизни. Они выделяют три важных преимущества ИИ: экономия времени на выполнение повторяющихся задач (58%), анализ больших объемов данных (53%) и снижение числа человеческих ошибок в рабочих процессах (41%).

При этом представители поколения Z склонны переоценивать свой уровень владения технологиями и не пользуются всеми возможностями ИИ. Трент Генри, вице-президент EY по работе с талантами, утверждает, что возрастные сотрудники более успешно применяют искусственный интеллект в работе. То есть чем больше совместных проектов будут реализованы представителями различных поколений, тем легче им будет перенимать опыт друг друга и развиваться в новых направлениях, делают вывод авторы исследования.

Также зумерам важно, чтобы работодатель был готов к внедрению изменений. Как отмечает Грейс Килрой, 25-летний консультант EY по судебной экспертизе, именно отсутствие гибкости и готовности к нововведениям в компании не позволяет сотруднику предложить оптимизацию, когда он замечает процессы, ставшие неэффективными. Чаще всего его пугают многоступенчатое согласование и сложности, с которыми придется столкнуться при реализации идеи. Поэтому многие предложения, реализация которых могла бы улучшить выполнение бизнес-задач, сотрудниками просто не озвучиваются.

4. Отношение к увольнению

Результаты недавнего опроса EY 2024 Work Reimagined показывают, что 38% сотрудников планируют уволиться в следующем году, среди них 52% работают в отраслях энергетики и природных ресурсов. Этот показатель вырос на четыре процентных пункта по сравнению с 2024 годом. 23% бэби-бумеров и 40% миллениалов настроены на увольнение. Говоря о зумерах, стоит отметить, что более половины опрошенных (52%) заявили, что они не переживают о потере работы.

По данным Бюро статистики труда США, представители поколения Z в среднем работают в одной компании чуть больше года. При этом сотрудники в возрасте 55—64 лет строят карьеру на одном предприятии в течение 9,8 года. То есть более молодые специалисты склонны легче относиться к увольнению и чаще менять место работы, по сравнению со старшими коллегами.

Разделение поколения Z на сегменты в зависимости от мотивации, целей и желаний

Какие факторы определяют ценность работы?

Сегодня уровень удовлетворенности сотрудника особенно сильно влияет на его лояльность к компании. Исследование EY 2024 Work Reimagined показывает, что высокую мотивацию ощущают только 29% зумеров против 41% бумеров. При этом 64% представителей поколения Z чувствуют себя выгоревшими. Это неизбежно сказывается на отношении к работе, поэтому бизнесу сегодня необходимо понимать, что мотивирует молодых сотрудников продолжать развитие в компании:

  1. возможность формировать свой рабочий график и выбирать подход к выполнению задач самостоятельно. Это позволяет зумерам выстраивать границы между личным и рабочим, избегая выгорания. Но часто они все же сталкиваются с ним, потому что ставят во главу угла свою эффективность, а уже потом задумываются об оплачиваемом отпуске, здоровье и благополучии;

  2. хорошие отношения с коллегами. Создание сообществ и культура уважительного общения в корпоративной среде рождает чувство принадлежности к общему делу, которое ценят сотрудники;

  3. возможность что-то изменить в обществе. Согласно исследованию Как понимание влияния поколения Z сегодня может укрепить ваше будущее?, 76% представителей поколения Z стремятся повлиять на то, что считают несправедливым; 36% участвовали в политических митингах или акциях протеста, а 50% использовали социальные сети, чтобы рассказать о том, что их волнует. Им важно понимать, что они могут что-то изменить к лучшему;

  4. профессиональный интерес и развитие. В работе ценится возможность улучшать свои навыки, а также делиться полученным опытом. Старший аудитор Ernst & Young LLP в США 27-летний Нкрума-Абабио подтверждает, что для него необходимо «играть важную роль в своей команде». Трент Генри, вице-президент EY по работе с талантами, отмечает, что стремление к улучшению существующих процессов позитивно влияет на всю команду в целом.

Как использовать динамику поколений для достижения успеха в будущем

В ближайшие 20 лет, по прогнозам 55/Redefined, в Европе число работников в возрасте 15—64 лет сократится на 25%. Компаниям необходимо будет научиться использовать отличительные черты каждого поколения в совокупности с достижениями искусственного интеллекта, чтобы сохранить и преумножить темпы развития бизнеса. Новая реальность повлечет за собой появление других организационных структур: иерархия остается в прошлом, на передний план выходит командная работа поколений, говорится в отчете. Отдельное внимание авторы исследования советуют уделить зумерам, чье стремление к соответствию слов и поступков, созданию сообществ и выстраиванию доверия на основе личного опыта окажут влияние на течение бизнес-процессов.

Авторы делятся конкретными мерами, которые помогут компаниям приспособиться к новым условиям:

  1. разработка индивидуального ценностного предложения для сотрудников (EVP). Ваша компания должна соответствовать ожиданиям молодого поколения: предлагать гибкий график, поддерживать экологичный климат в коллективе, следовать глобальным целям и что-то менять в обществе в лучшую сторону. Совпадение ценностей имеет для зумеров большое значение, поэтому если все сложится, вы можете получить вовлеченных и лояльных сотрудников, готовых развивать ваш бизнес;

  2. поощрение культуры непрерывного самообразования. Чем больше инструментов для профессионального развития вы предлагаете — внутренние и внешние образовательные программы, участие в форумах, возможность расти в качестве наставника, — тем больше квалифицированных сотрудников вы получите. Задайте вектор развития, помогите на первых порах, а после этого они самостоятельно продолжат покорять новые вершины;

  3. внедрение новых технологий. Искусственный интеллект занимает прочные позиции в нашей жизни, поэтому использование его возможностей для оптимизации громоздких процессов не только повысит эффективность работы в вашей компании, но и сделает вас привлекательным работодателем в глазах молодых соискателей;

  4. прозрачность намерений и соответствие слов действиям. Будьте искренни в общении со своими сотрудниками, погружайте их в контекст принятия решений, объясняйте, что привело к последствиям, с которыми они сталкиваются. Тогда им легче будет довериться вам;

  5. признание позиции каждого не только в рабочих, но и в личных вопросах. Руководители должны помнить, что зумерам важно чувствовать свободу, а также иметь возможность отстаивать свою позицию;

  6. выстраивание доверительных взаимоотношений в команде. Зумеры предпочитают работать в коллективе, где основными ценностями являются взаимное уважение и честность. Работа в команде единомышленников помогает ощущать причастность к общему делу и выполнять свои задачи на более высоком уровне;

  7. создание межпоколенческих команд с возможностью взаимовыгодного сотрудничества и наставничества. Опыт каждого поколения бесценен, а среда, в которой все представители смогут свободно обмениваться лучшими практиками и применять их в работе, поощряет стремление к профессиональному развитию и положительно влияет на результаты;

  8. управление талантами и мотивация молодых сотрудников, а также поддержка их коммуникации с руководством. Об утечке талантов заявляют все громче, поэтому особенное внимание стоит уделить работе с персоналом. Здесь речь не только о внедрении новых технологий, но и о том, чтобы зумеры чувствовали, что делают что-то полезное. Задачи должны быть креативными, интересными и стратегически важными для компании. Тогда молодые специалисты будут мотивированы продолжать работу с вами.

Мы живем в эпоху по-настоящему тектонических сдвигов в сферах демографии, экономики и развития технологий, поэтому прошлые форматы работы бизнеса больше не применимы к новой реальности, пишут авторы отчета. Об этом все чаще напоминают представители самого молодого трудоспособного поколения — зумеров, чьи требования к организации рабочей среды перестраивают существовавшие ранее процессы. Они подсвечивают, что путь к новой реальности пролегает через обновление организационной структуры, трансляцию и поддержку ценностной составляющей бизнеса, а также через внедрение новых технологических решений.