Зараженные цинизмом | Большие Идеи

・ Управление персоналом


Зараженные цинизмом

Инструмент для выявления скептиков и скрытых врагов компании

Автор: Ирина Пешкова

Зараженные цинизмом
Scott Webb / Unsplash

читайте также

«Ищите любую возможность сказать людям “спасибо”»

Дэвид Новак

На что ставят нефтяные державы

Абделал Рави,  Тарун Ханна,  Хан Аеша

Причины успеха настоящих лидеров

Берни Свайн

Как починить «мудрость толпы»

Джоанна Бруннедер,  Дирк Дейхманн,  Огуз Аджар,  Тарун Сарвал

Атмосфера некоторых организаций пронизана недоверием и подозрительностью, что приводит к негативным последствиям: низкой производительности труда, эмоциональному выгоранию, текучести кадров и мошенничеству. Сотрудники таких компаний заражены цинизмом — они сплетничают, комментируют каждое действие начальства и с опаской относятся к переменам. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек: когда люди смотрят на мир через призму цинизма, внутренние противоречия подтачивают не только рабочие процессы, но и здоровье работников. По данным некоторых исследований, циники более склонны к депрессии и подвергаются большему риску сердечных заболеваний, чем люди, довольные своей работой. 

Чтобы оценить, насколько так называемый организационный цинизм распространен в современных компаниях, ученые из НИУ ВШЭ провели исследование, адаптировав для своих целей авторитетный зарубежный опросник — Шкалу организационного цинизма. Исследователи выбрали для адаптации один из наиболее свежих вариантов шкалы, который был составлен итальянскими учеными в 2015 году.

В общей сложности были опрошено 424 респондента — представители разных профессий в возрасте от 19 до 84 лет, работающие в разных компаниях. В основном это были граждане России (385 человек), а также русскоязычные жители других стран — например Израиля, Канады, Великобритании, США, Индонезии. Средний стаж работы опрашиваемых составил 16,76 года. Данные собирались онлайн в течение 2020—2021 годов. Участие иностранных респондентов позволило сделать опросник более репрезентативным.

Три грани цинизма

«У оргцинизма три показателя — поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Их можно условно описать как «сплетничаю о начальстве», «считаю, что меня обманывают и не уважают», «ненавижу свою фирму» — объясняет один из авторов исследования, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер. Другими словами, циники склонны к пренебрежительному и критическому поведению, саркастически высказываются о своей компании, строят пессимистичные прогнозы относительно ее развития, используют невербальную экспрессию при обсуждении работы: закатывают глаза, ухмыляются и т. д. Они не верят официальным пресс-релизам с обоснованием организационных решений и убеждены, что компании недостает честности, а недобросовестное поведение — это норма. Кроме того, циники могут испытывать целую гамму негативных чувств по отношению к работодателю: презрение, разочарование, гнев, беспокойство, отвращение, стыд и даже удовольствие от превосходства над организацией.

Опросник включает в себя утверждения, характеризующие все три аспекта организационного цинизма. Чтобы выявить отношение сотрудников к работодателю, респондентам предлагались следующие высказывания: «Я считаю, что моя компания говорит одно, а делает другое», «Стратегия, задачи и действия моей организации имеют мало общего между собой», «Когда моя компания заявляет, что хочет что-то предпринять, я удивлюсь, если это произойдет на самом деле» и проч. В этой части исследования участники могли выбирать несколько вариантов изречений. Для определения уровня негативных эмоций необходимо было ответить на вопросы: «Как часто вы испытываете раздражение, когда думаете о своей компании?», «Как часто вы испытываете беспокойство, думая о своей компании?» и проч. Пункты, выявляющие проблемы с поведением, содержали утверждения: «Я жалуюсь на то, что происходит в моей организации, друзьям, которые в ней не работают», «Порой я ловлю себя на том, что высмеиваю лозунг и инициативы моей компании» и т. д. Кроме того, чтобы понять, насколько респонденты привязаны к своему офису, исследовали просили их примерить на себя заявления вроде «Я чувствую, что мое рабочее место — это часть меня», «Видящие мое рабочее место могут многое узнать обо мне», «По образу жизни и мировоззрению я похож(а) на тех, кто работает в моем офисе».

Рабочий инструмент

В ходе исследования четверть опрошенных продемонстрировала повышенный уровень цинизма, четверть — пониженный и половина — средний. Оказалось, что степень цинизма в коллективе снижается по мере того, как увеличивается стаж сотрудников. Другими словами, чем дольше человек (независимо от гендера и должности) трудится в компании и чем он старше, тем меньше в нем цинизма по отношению к работодателю и тем с большей готовностью он прощает управленческие недостатки и закрывает глаза на организационные решения, которые раньше могли восприниматься в штыки.

По мнению исследователей, некоторое количество циников необходимо для развития организации, так как эти люди поддерживают способность руководителей критически мыслить и побуждают их сохранять диалог с персоналом. Большое число циников, напротив, представляет опасность для компании. Поняв, что в коллективе много скептически настроенных сотрудников, необходимо выявить и попытаться устранить причины их недовольства. Среди таких причин ученые называют физические и социальные характеристики места работы: неудачный дизайн, отсутствие уверенности в надежности организации и доверия ей, высокий профессиональный стресс или негативные потрясения (несогласие с руководителем, реорганизация, необоснованное увеличение рабочего времени, проблемы с расписанием, сменой работы или управлением).

Соответственно, способы снижения оргцинизма, как утверждает Софья Нартова-Бочавер, связаны с обустройством здорового рабочего места и внедрением психологических и управленческих практик, направленных на укрепление гарантий личностной автономии сотрудников (в том числе приватности) и справедливости, интенсивное взаимодействие между руководством и рядовыми работниками, вовлечение сотрудника в его работу, использование приемов морального и трансформационного лидерства.

Исследователи полагают, что адаптированная ими шкала оргцинизма станет востребованным управленческим инструментом. Она может использоваться, например, для оценки риска снижения производительности труда и профессионального выгорания работников. Кроме того, этот инструмент позволит изучить, как сотрудники относятся к своей компании — насколько они доверяют руководству и верят в искренность принимаемых решений, насколько готовы поддерживать репутацию организации и просто продолжать в ней работать. Получив результаты опроса, руководители смогут выявить слабые места в управлении компанией, изменить тактику и стратегию управления персоналом, чтобы добиться большей лояльности сотрудников.

Шкала пригодится также при поиске и отборе кандидатов. Если соискатель цинично отзывается о предыдущем работодателе, для рекрутера это может служить серьезным сигналом: такого сотрудника либо не стоит брать на работу, либо, если он действительно нужен компании, ему стоит предложить помощь коуча.

Уровень организационного цинизма — важнейший показатель психологической атмосферы в коллективе. Используя адаптированную шкалу, компании смогут нанимать подходящих людей, оценивать обстановку в коллективе и при необходимости вовремя принять меры по стабилизации ситуации.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Шкала организационного цинизма: адаптация русскоязычной версии», М. В. Павлова, М. М. Дзюбенко, С. К. Нартова-Бочавер («Социальная психология и общество», 2022). Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук, НИУ ВШЭ.

Чтобы понять, как компании справляются с проблемой оргцинизма, редакция проекта «Большие идеи» поговорила с директором проектов Дирекции по корпоративной культуре «Сбера» Юлией Шарковой.

«Большие идеи»: В чем, на ваш взгляд, причина возникновения оргцинизма в коллективе?

Юлия Шаркова: Цинизм в основном появляется из-за негативного жизненного опыта. Мы часто слышим такие сравнения, как «циники — это разочарованные романтики» или «цинизм — это разочаровавшийся идеализм». В организации причинами циничного поведения сотрудника зачастую становятся стрессовые ситуации, вызванные высокой неудовлетворенностью работой, ощущением несправедливости, перегрузками. Люди испытывают повышенную тревожность и неуверенность в будущем, не верят в свою востребованность в компании.

Другие мотивы цинизма — невыполнение психологических контрактов, то есть нарушение взаимных ожиданий работника и работодателя, разочарование в чем-то, потеря иллюзий, недоверие к организации, топ-менеджменту или конкретному руководителю. Сотрудник хочет разоблачить компанию, указав на проблемы и несоответствия между идеалами и практиками, — сказать свою правду в не всегда приятном для работодателя формате.

К проявлению цинизма люди склонны в разной степени: многое зависит от типа личности, темперамента и характера. Если человек по природе правдолюб с обостренным чувством справедливости, его неудовлетворенность работой нельзя приравнять к оргцинизму.

Цинизм может быть токсичным. Как не допустить его распространение в компании?

Необходимо работать с удовлетворенностью, вовлеченностью, лояльностью сотрудников. Больше внимания уделять обратной связи от работников «снизу—вверх», причем не только спрашивать о «болях», но и выяснять причины проблем. Для этого следует создавать инструменты — как для сотрудников, чтобы они без страха могли рассказать о своем состоянии, так и для руководителей, чтобы они грамотно работали с командой.

Нужно также обращать внимание на моральную зрелость людей в коллективе и при необходимости развивать командные навыки управления, жизнестойкости, решения проблем и т. д.

Как быть, если работодатель понимает, что сотрудники заражены цинизмом?

Руководителю, прежде всего, стоит обратить внимание на то, где его слова расходятся с делом, и попытаться понять, почему персонал ему не доверяет. Возможно, какие-то решения были приняты и воплощены в жизнь без необходимых пояснений. Важно проанализировать, нет ли реальных причин для массового заражения цинизмом.

Важно не вступать с циниками в полемику и конфликты — такие сотрудники, как правило, имеют массу аргументов и уверены в собственной правоте. Чтобы сохранить с ними отношения, надо показать: вы доверяете им и признаете их достижения. Нужно выстраивать с такими людьми прозрачную коммуникацию и вовлекать их в решение сложных проблем.

Проводится ли профилактика цинизма в «Сбере»?

В целом, чтобы понять причины недовольства сотрудников, нужно диагностировать атмосферу в командах. Важно выбрать правильный «градусник» для измерения проблем, а затем назначить нужное лечение руководителю и команде — помочь подобрать инструменты, принять решения.

В «Сбере» случаев проявления оргцинизма практически нет, но в нашем диагностическом арсенале есть регулярные централизованные замеры состояния команды, позволяющие быстро реагировать на тревожность персонала и определять, какая нужна поддержка. Мы проводим дополнительные исследования: например, когда в коллектив приходит новый руководитель, или существенно меняется состав команды, или сотрудники недовольны взаимодействием друг с другом. По итогам опросов руководители получают данные о подчиненных и рекомендации, касающиеся дальнейших действий.