Сердце бизнеса | Большие Идеи
Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сердце бизнеса

Нэнси Кэн
Сердце бизнеса

В 1970 году Милтон Фридман назвал социальную ответственность корпораций «лицемерием», а бизнесменам, симпатизирующим идее служения обществу, поставил диаг­ноз «влечение к самоубийству». Как, однако, изменились времена. Хотя некоторые руководители все еще солидаризируются с Фридманом, большинство считает, что бизнесу не выжить, если не учитывать потребностей общества.

Не забывайте, что бизнесу нужен не только разум, но и сердце. Чтобы решать самые жгучие вопросы современности, нужны новые цели и новые стимулы. Важно и переосмыслить саму суть понятия «бизнес». Кроме того, требуются сильные духом лидеры, которые свое предназначение видят в том, чтобы сделать общественное устройство справедливее и жизнь людей лучше, и не отступают от своей цели. Говард Шульц, гендиректор Starbucks, и Пол Полман, глава Unilever, — лидеры такого типа. Их ­пример ­достоин подражания: проследив, как они формулируют свои цели и добиваются своего, можно понять, как строить компании «на века».

Прежде всего занимайтесь людьми. Главные активы компании — миссия, репутация, люди — не числятся в бухгалтерских балансах. Шульц тратит много денег не только на 200 тысяч сотрудников («партнеров») Starbucks, но и на фермеров, у которых фирма закупает кофе. Опционы на акции и медицинскую страховку американским сотрудникам, работающим неполный день, «форумы для семей партнеров» в Пекине и Шанхае, бесплатная раздача коров фермерам, выращивающим кофе в Руанде, — все это, считает Шульц, идет на пользу бизнесу: пособия по болезни и уважение к родителям сотрудников рождает взаимное доверие в компании; корова в подарок укрепляет преданность фермера и повышает его производительность. «Для благотворительности нужна высокая прибыль, — сказал Шульц в интервью Fortune 2011 году. — Но если прибыль — ваша единственная цель, вы обречены».

Живите по принципу «кому много дано, с того и много спросится». Кто-нибудь наверняка скажет, что Starbucks и Unilever просто некуда девать деньги. Но благодаря своим брендам, известности и масштабу предприятий они, используя все возможности своего бизнеса и энергию активистов, пытаются делать мир лучше. Полман «ввязался» в глобальную борьбу с голодом; Шульц занимается не менее важными вопросами создания рабочих мест и разделения политики и бизнеса. И люди откликаются. Когда Шульц призвал корпорации не финансировать политические кампании до тех пор, пока правительство США не решит проблему дефицита бюджета, его поддержали почти 200 руководителей. Шульц бескомпромиссен: «Лидеры бизнеса не должны стоять в стороне».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Лояльность не главное
Aлан Лафли,  Роджер Мартин