Продавцы наносят ответный удар | Большие Идеи

・ Продажи

Продавцы наносят
ответный удар

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Продавцы наносят ответный удар

читайте также

Вас вызывает холодильник

Четыре обиды менеджера

Максим Белухин

Настоящий лидер признает свои ошибки

Джим Уайтхерст

Семь стратегий для эффективной работы специалистов по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабакант Сина,  Салли Лоример

Бизнесом правят платформы. Последние несколько лет мы наблюдаем бум маркетплейсов — по данным McKinsey, до пандемии на них приходилась половина всех мировых онлайн-продаж. Некоторые цифровые платформы превратились в огромные империи — так, выручка Amazon в 2020 году достигла $386 млрд, а каждый четвертый предмет гардероба в мире покупатели начинают искать в каталоге этого ритейлера.

Пандемия спровоцировала взрывной рост онлайн-торговли, в том числе в России. Агентство Data Insight выяснило, что в прошлом году в нашей стране маркетплейсы стали самым быстрорастущим цифровым каналом продаж. Сто крупнейших интернет-магазинов продали товаров на 2,1 трлн руб., это на 80% больше, чем в 2019-м. Оборот лидера рынка Wildberries за год увеличился вдвое, до 437,2 млрд руб. У других серьезных игроков тоже хорошая динамика — к примеру, выручка Ozon и «Яндекс.Маркета» выросла почти на 150%. Но конкуренция ужесточается. В этом году «Сбер» собирается вложить в мультикатегорийный маркетплейс 12 млрд руб. и войти в тройку лидеров электронной коммерции.

Кажется, на рынке есть еще место и для новых игроков. Но гендиректор группы «М.Видео-Эльдорадо» Александр Изосимов считает, что поезд маркетплейсов уже ушел. По его мнению, главный куш разделят одна-две крупные платформы, а остальные останутся ни с чем. «М.Видео-Эльдорадо» решила не вступать в борьбу «многостаночников» и будет развивать категорийный маркетплейс. О том, как это поможет компании нарастить продажи до триллиона рублей, Александр Изосимов рассказал в интервью «HBR Россия».

Маркетплейсы растут за счет подключения новых продавцов. В прошлом году их число заметно увеличилось — например, в «AliExpress Россия» в 3,5 раза, а в Wildberries почти в пять раз. Платформы позволяют торговцам заработать. По данным Data Insight, 9 из 10 продавцов увеличили свой оборот на маркетплейсах. Такое тесное сотрудничество имеет и обратную сторону. Это и ценовой диктат со стороны платформ, и запрет выставляться на других площадках, и риск копирования продукции. Продавцы попадают в зависимость от маркетплейсов и вынуждены мириться с условиями, которые им не нравятся.

Однако есть способы не только уменьшить эту зависимость, но и воспользоваться преимуществами платформ. Например, можно развивать прямые каналы продаж, превращая маркетплейсы в шоурумы. Или выбрать стратегию специализации либо диверсификации и самому стать маркетплейсом для сторонних продавцов. Воспользуюсь метафорой главы компании Shopify Тобиаса Лютке — у онлайн-торговцев есть шанс превратиться из покорных граждан империи в повстанцев. О том, как выйти из боя победителем, читайте в номере.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия».