читайте также
В основе прочного бренда и корпоративной культуры лежат общие для сотрудников мифы и сюжеты. Желательно иметь хранителя корпоративного фольклора, который через сюжеты и артефакты сообщает всем о целях и ценностях компании. Но поскольку это сравнительно новая функция, фольклористу понадобится собственный свод правил, чтобы гарантировать эффективную работу.
Врачи дают клятву Гиппократа, у журналистов имеется кодекс чести, военные приносят присягу. В детстве я четко исполняла устав девочек-скаутов и должна была продать чуть ли не тонну мятной жвачки (причем не собственному отцу, а чужим людям), чтобы заслужить очередной значок.
Каким должно быть кредо корпоративного фольклориста? Вот несколько принципов, почерпнутых из маркетинговых исследований, социальных наук и отработанных практик сложения сюжетов. Этими же правилами я руководствуюсь в работе.
Задавайте вопросы. В любой ситуации прячется некий сюжет, и обязанность корпоративного архивариуса заключается в том, чтобы извлечь занимательную историю. Задавайте вашим собеседникам (руководителям, рядовым сотрудникам, клиентам, партнерам компании) вопросы, подразумевающие развернутый ответ. Самые простые из них вроде «С чего началась для вас работа в компании?» или «Расскажите, как вы в первый раз попробовали реализовать тот или иной проект» помогают быть более искренними. Нужно также выявить истину, скрытый в сюжете смысл: какие пути эти люди испробовали, какие потерпели неудачи, прежде чем нашли верное решение? Из каких источников черпали отвагу и упорство? Как это повлияло на формирование их ценностей. Используйте волшебное заклинание «расскажите мне об этом поподробнее» и следуйте за этой нитью, пока клубок не размотается.
Доверяй, но проверяй. Рассказчики нередко преувеличивают (в моей семье это давно замечено). Конечно, приукрашивание и драматизация оживляют сюжет. Но корпоративный хранитель фольклора призван не роман писать, а сохранять историческую достоверность, а потому фактология для него не менее важна, чем занимательность. Нужно вычленить в каждом сюжете «кто, что, где, когда, почему и как», проверить показания из разных источников (рассказ очевидцев, мнения со стороны, государственные архивы и т. д.) и выстроить последовательный рассказ. Например, когда мы с коллегами составляли корпоративный сюжет для компании, занимающейся медицинскими исследованиями, мы выслушали для начала анекдоты научного отдела и продажников о том, как разработки их компании используются в различных медицинских учреждениях страны. Но эти рассказы мы дополнили отзывами клиентов, а также сообщениями в новостях о вспышках той болезни, которую разработки этой фирмы помогают пресечь.
Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы
Рассказывать правду полностью. В каждой истории есть множество сторон, и фольклорист должен честно отразить их все. Только история, рассказанная с разных точек зрения, является полной и правдоподобной. Как же поступить, если какой-то сюжет окажется нелестным для конкретного человека или какой-то продукции компании, или даже для всей организации целиком? Нужно рассказать и эту историю, ведь в ней может скрываться полезный урок. Например, в сюжет о запуске нового продукта следует включить и упоминание о неудачных прототипах, сорванных сроках, жалобах клиентов, о том, как порой опережали конкуренты. Благодаря таким урокам команда сплачивается, а продукт совершенствуется. Уроки прошлого помогут в следующий раз избежать неверных решений и вместе с тем убеждают, что руководство способно справляться с трудными ситуациями.
История должна быть интересной. Фольклор компании содержит много полезной информации, но она плохо воспринимается в скучной оболочке, потому-то так важно искусство рассказчика. Люди, склонные к аналитическому мышлению, с трудом переходят на язык оживленного повествования, но фольклорист поможет им достичь нужного состояния духа и выстроить драматическую историю, если постарается выведать конкретные детали важного для них поворотного момента. Несколько лет назад я общалась с университетским преподавателем, и тот принялся рассказывать мне — сухо, логично и скучно, устраняя всякий намек на конфликт, — о том, как ему удалось радикально изменить программу обучения. Он упомянул, что для начала обсудил свои идеи с первокурсниками (те были в восторге) и со штатными преподавателями (те были резко против) за обедом, вернее, за несколькими обедами, причем споры становились все ожесточеннее. Я поняла, что эти споры за трапезой и были кульминацией эмоционально заряженной истории: студенты-идеалисты вступили в борьбу против консервативных преподавателей ради будущего образования. И я придала его рассказу классическую трехактную структуру: симпатичный герой преодолевает препятствия и выходит из борьбы преображенным. Так, сохраняя факты, удается выстроить увлекательное повествование.
Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру
Делитесь фольклором. Фольклор не сводится к контенту, это корпоративное сознание. Рассказы о миссии и ценностях компании, о ее успехах и провалах запечатлевают душу вашей организации и характер ее сотрудников. Нельзя сводить эту повесть к бессодержательным банальностям, изложенным на корпоративном жаргоне. Учите руководителей и сотрудников рассказывать о ценностях компании эмоционально и личностно. Такие компании, как Mars, Boeing и Esri, сумели включить фольклор в свою культуру: они приучили сотрудников фиксировать и рассказывать собственные истории. Nike сделала еще больше: записала истории, отражающие кредо компании, на видео. Мы поручаем специальной команде напоминать на общем собрании о ситуациях, в которых проявились те или иные коренные ценности нашей фирмы.
Фольклор принимает различные формы, но сам фольклорист должен строго придерживаться правил. «Великая власть — великая ответственность», как говорил Вольтер, а вслед за ним дядюшка Человека-паука Бен. Пора нам научиться ответственно пользоваться своей властью.
Читайте по теме: