Самооценка. Зависть — естественное чувство | Большие Идеи

・ Прочее

Самооценка. Зависть —
естественное чувство

Как же быть, если зависть — естественное чувство?

Автор: Дмитрий Жуков

Самооценка. Зависть — естественное чувство

читайте также

Съесть червяка: используйте метафоры правильно

Андрей Скворцов

Кто обжигает горшки

Елена Евграфова

Почему языком инноваций стал английский, а не китайский

Билл Фишер

Как оценить углеродный риск вашей компании

Мазен Скаф

Каждый человек имеет потребность в самооценке. Причем самооценка должна быть достаточно высокой. Немногие хотят забраться на самый верх социальной пирамиды, но никто не хочет ощущать себя последним ничтожеством. Эта потребность относится к социальным, то есть таким (напомню), которые удовлетворяются при взаимодействии с другими членами сообщества.

Действительно, как я могу судить — насколько я красив, умен, богат, любим женщинами, успешен в профессии и т. п.? Только сравнивая себя с другими людьми моей половозрастной категории.

Конечно, повышать самооценку можно, отмечая динамику своих достижений — сегодня выкурил на сигарету меньше, чем вчера; в этом году заработал больше, чем в прошлом, и т. д. Если динамика положительная, это приносит удовлетворение. Но значимость не прироста, а абсолютной величины параметра становится понятной только при сравнении его с такими же показателями в жизни других людей. Поэтому все, что мы ни делаем, мы делаем с оглядкой на достижения коллег в этой сфере. И успешный коллега всегда вызывает чувство зависти.

Не стоит думать, что зависть — темное чувство, присущее только натурам грубым и примитивным. Известный психолог А. Маслоу расположил потребности человека в виде иерархии (позднее ее начали изображать в виде пирамиды), в которой на самом верху располагается потребность в самореализации. По мнению Маслоу, эта потребность движет поведением людей творческих — в частности, научный работников. Но помимо самореализации, научные работники постоянно следят за успехам коллег — у кого больше грантов, у кого выше индекс Хирша?

Зависть естественна, она присутствует и в поведении животных — не только человека. Около десяти лет назад Ф. де Вааль провел простой эксперимент. Две обезьяны должны были выполнять простое задание — брать камушки, лежавшие на полу их клеток, и отдавать экспериментатору. За это они получали вознаграждение, кусочки огурца. В эксперименте участвовали две обезьяны одновременно, они сидели в разных клетках, но могли видеть друг друга и, естественно, экспериментатора. Экспериментатор получал камешек от одной обезьяны, вручал ей дольку огурца, протягивал руку за камнем другой обезьяне и в обмен давал огурец ей. Все шло спокойно до тех пор, пока одну обезьяну не стали вознаграждать не огурцами, а дольками банана. Банан значительно вкуснее огурца! Вторая обезьяна пришла в ярость, она кричала, металась по клетке и напрочь отказалась работать за огурцы. Покой и ритмичная работа обеих обезьян восстановились, когда первую обезьяну вернули на огуречное довольствие.

Читайте материал по теме: Социальная самоидентификация

Обратите внимание, обделенная ресурсом обезьяна успокоилась не после того, как ей тоже улучшили качество вознаграждения, а когда другой обезьяне вернули прежние худшие условия «оплаты труда». В дальнейшем аналогичное поведение было обнаружено в экспериментах на собаках. Таким образом, оказалось, что животные — такие же как люди: они не хотят сами быть богатыми, они хотят только, чтобы другие были не богаче их.

Самооценка на основе сравнения себя с другими происходит постоянно, и чувство зависти присутствует постоянно в отношениях коллег. Из этого можно сделать много практических выводов. Например, такой — дружить стоит с теми, чья профессиональная деятельность лежит совсем не в той сфере, что наша. Только тогда близкие и дружелюбные отношения двух людей не будут замутнены завистью. Ведь однокоренным слову «друг» является «другой». То есть друг — это не-я, тот с кем я себя сравниваю. Штамп спортивной журналистики «друзья-соперники» — пример оксюморона.

Но все же зависть не случайно объявлена многими религиями грехом. Как же быть, если зависть — естественное чувство? Все просто; не пытаясь подавить это чувство, не делать другому того, чего не пожелал бы себе.