Врожденное и приобретенное в поведении | Большие Идеи

・ Прочее

Врожденное и приобретенное
в поведении

У человека нет врожденных программ поведения, но имеются врожденные потребности.

Автор: Дмитрий Жуков

Врожденное и приобретенное в поведении

читайте также

Дмитрий Исаев: Гомосексуальность как инакомыслие

Анна Натитник

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса

Елена Лазько

Почему большие данные часто не помогают бизнесу

Грэм Кенни

Когда экономика вызывает боль

Люсия Маккиа

Реальное поведение человека, как и всех прочих животных, формируется в результате обучения. Легче всего обучение происходит на основе врожденных компонентов поведения — потребностей и программ действия. Например, котенка можно отучить интересоваться хрупкими предметами, если стрелять в него из водяного пистолета, когда он приближается к запретному месту. Но обучение будет эффективнее, если вместо холодной воды использовать другое отрицательное подкрепление — имитировать крик кота. Коты в дикой природе часто убивают встретившихся им котят, а у котят в рамках инстинктивной программы избегания опасности имеется врожденный пусковой стимул — крик взрослого кота.

У человека нет врожденных программ поведения (кроме поднимания бровей при встрече доброго знакомого), но имеются врожденные потребности. У каждого индивидуума свой спектр потребностей, и он будет легче всего обучаться и эффективнее реализовывать приобретенные программы поведения, если эти программы сформированы на основе его врожденных предпочтений. Одному нужен кнут, другому — пряник, а третьему — доброе слово.

Несмотря на большое влияние врожденных потребностей на поведение человека, он — Homo sapiens — является самым обучаемым животным из всех известных науке. Поэтому почти все формы поведения могут быть скорректированы в желаемую сторону.

В христианской церкви сформулировано понятие греха. Грех — отступление от божественных заповедей. Но с точки зрения биологии грех — это форма поведения, которая приносит вред или самому человеку, или тому сообществу, к которому он принадлежит. Примечательно, что так называемые смертные грехи — это гипертрофированные формы поведения, основанного на удовлетворении естественных потребностей. И их все можно смоделировать в экспериментах на животных. Вспомним, что относят к смертным грехам.

Читайте материал по теме: Социальная самоидентификация

Чревоугодие — очевидно, что необходимо питаться, чтобы жить. Но если человек живет для того, чтобы питаться, он живет неправильно. То же и с грехом сладострастия. Сребролюбие — гипертрофия витальной потребности накопления витальных ресурсов. Тщеславие — в основе лежит потребность в доминировании. Да, нужно стараться занять достаточно высокое место в иерархии сообщества — иначе у тебя не хватит ресурсов, чтобы оставить потомство. Но, если человек все усилия направляет исключительно на достижение высокого положения, он вредит и себе, и сообществу. Гордыня — это приоритет независимости по отношению к доступу к витальным ресурсам. Как говорил Панург у Франсуа Рабле: «Я готов [это] утверждать под страхом любой кары вплоть до костра (только не включительно, а исключительно)».

О зависти мы говорили недавно (блог №6), это чувство — результат потребности в самооценке. Лень — проявление витальной потребности экономии ресурса. Все надо стараться сделать с минимальными усилиями и с минимальным риском. Но, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Гнев сопровождает реакцию борьбы, но человек, постоянно кричащий и размахивающий кулаками, не добьется успеха в жизни. Уныние — это эмоциональное состояние, сопровождающее поведенческую реакцию, противоположную реакции борьбы, — реакцию замирания. Иногда полезно притаиться, но постоянно сидеть в кустах нельзя.

Мы заговорили о грехах потому, что это хороший пример возможности коррекции собственного поведения. Человек в состоянии сам или с помощью извне изменить свое поведение, несмотря на свои природные склонности.