10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

10 советов по созданию здоровой
корпоративной культуры

Корпоративная культура — это каркас вашей бизнес-модели.

Автор: Джулио Д'Эрме

10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры

читайте также

«Ничего не выйдет»: четыре шага, которые помогут измениться

Рон Каруччи

Рост остановился, что дальше?

Аллен Джеймс,  Зук Крис

Естественный интеллект

Дмитрий Фалалеев

Оседлать вирусный маркетинг

Тейксейра Талес

читайте также

Корпоративная этика компании определяет образ всех ее действий и отражает суть бренда. Начинающим предпринимателям стоит прежде всего задуматься о том, каким именно они хотят видеть свой бизнес, и уделить особое внимание формированию здоровой корпоративной культуры. Этот процесс необходимо начать как можно раньше. Его нельзя пускать на самотек, поскольку с течением времени становится все труднее и труднее внедрять какие-либо новшества и изменения. 10 советов помогут создать положительную корпоративную этику, способствующую эффективному развитию бизнеса:

1. Подходите к созданию организационной культуры как к дизайнерской задаче, как будто это продукт

Успешные компании формируют корпоративную культуру по аналогии с разработкой продукта или построением бренда, тщательно продумывая общую концепцию и детали. В то время как небрежное отношение руководства к феномену корпоративной культуры способно сделать бизнес неконкурентоспособным. Таким образом, каждый в праве самостоятельно выбрать облик фирмы и характер производственных отношений, определив место корпоративной культуры в построении компании.

2. Выберите руководителя проекта

Владельцам и основателям предприятия следует вдохновлять и поощрять сотрудников, однако управление командой лучше доверить формальному или неформальному лидеру коллектива, дав ему свободу действий. Нередко сотрудники испытывают стеснение в общении с топ-менеджером и не могут дать искренний комментарий или открыто выразить свое мнение. До руководителя фирмы может не доходить важная информация о реальной ситуации в команде — это чревато непредвиденными внутренними проблемами.

3. Подключите коллектив к формированию корпоративной культуры

Корпоративную культуру нельзя внедрять «сверху». Пусть ваши сотрудники и соучредители также примут участие в формировании окончательного внутреннего образа компании и помогут понять, какая модель корпоративной культуры наиболее эффективна в рамках вашей бизнес-модели.

4. Не останавливайтесь на достигнутом

Вас не должен останавливать тот факт, что в организации уже установилась определенная культура взаимоотношений. Продолжайте неустанно думать о том, как совершенствовать ее бизнес-модель. Вас могут вдохновить примеры компаний, которые отлично справляются с этой задачей — например, Zappos, Facebook* или Google.

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

5. Создайте и поддерживайте традиции

Коллектив формируют и объединяют общие традиции и «ритуалы». Они в 1000 раз эффективнее, чем любая презентация, составленная в PowerPoint. Яркий пример — песня сотрудников в американском ритейлере Wal-Mart. Адаптировав этот опыт для российского рынка, можно создать традицию встречаться и вне работы. На любом этапе развития бизнеса подкрепляйте организационную общность коллектива командными тренингами и корпоративными мероприятиями.

6. Работайте с единомышленниками

При отборе персонала по итогам собеседования выбирайте кандидатов, чьи личностные характеристики и настрой соответствуют вашему видению корпоративных отношений. Эти параметры так же важны при найме нового сотрудника, как и его рабочие навыки. Принимайте решение в пользу соискателей, которые готовы разделять и поддерживать духовные ценности организации, и без колебаний прощайтесь с теми, кто не вписывается в вашу корпоративную культуру.

7. Руководство компании должно быть примером для коллектива

Основными носителями корпоративной культуры являются ее менеджеры-управленцы. Поэтому на руководящие позиции нужно назначать людей, приближенных к образу идеального сотрудника организации. Их поступки должны соответствовать корпоративной культуре, которую вы стремитесь создать.

8. Корпоративная культура должна отражаться в каждой детали

Она проявляется не только в производственных отношениях, а во всем, что связано с вашим бизнесом: в структуре компании, в дизайне офисов и магазинов, даже в технике распространения промоматериалов. Старайтесь быть предельно внимательными на всех уровнях организации фирмы.

9. Организационная культура как неотъемлемая часть общения

Корпоративная культура — это каркас вашей бизнес-модели. Все сотрудники фирмы и другие люди, привлеченные к рабочему процессу, должны быть носителями ценностей организации: через кадровый отдел донесите эту идею до всей команды и привлеките отдел маркетинга, чтобы подготовить материалы для обучения и тренингов. Внутренний маркетинг не менее важен, чем внешний (также как и продвижение корпоративных ценностей внутри организации). Не забывайте поощрять тех членов коллектива, которые помогают укреплять организационную культуру, и обучайте остальных на специальных тренингах.

Читайте материал по теме: 6 правил создания и сохранения корпоративной культуры

10. Смоделируйте собственный KPI и систему мониторинга

Разработайте ключевой показатель эффективности (KPI) и отслеживайте динамику преобразований корпоративной культуры. Я рекомендую делать это с помощью метода 360 градусов или разговоров в формате тет-а-тет со специалистами всех уровней.

«Текущая ситуация» в бизнес-среде быстро меняется, поэтому корпоративные ценности должны адаптироваться к различным периодам в жизни предприятия. Например, на первых этапах становления бизнеса эффективен неформальный метод внутренней коммуникации, однако в условиях расширения фирмы более жесткий, регламентированный подход становится более действенным.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена