Сколько времени потребуется на достижение гендерного равноправия во всем мире? По данным Всемирного экономического форума, США не достигнут этой цели даже через два столетия, другие страны продвинулись чуть дальше, а некоторые, возможно, добьются равенства полов если не при нашей жизни, то при жизни наших детей. Увы, большинству государств по многим показателям до гендерного равноправия еще очень далеко. Данные показывают, в каких именно сферах женщины остаются далеко позади (это прежде всего сфера власти и влияния) и над чем еще предстоит серьезно работать.
В Докладе о глобальном гендерном разрыве, ежегодно публикуемом ВЭФ начиная с 2006 года, 149 стран оцениваются по четырем критериям, связанным с равноправием.
Экономическое участие и возможности: доля мужчин и женщин в занятом населении, соотношение зарплат и доступа к законодательным и управленческим должностям, а также к должностям, требующим высокой квалификации.
Уровень образования: доступ мужчин и женщин к начальному, среднему и высшему образованию.
Здоровье и выживание: соотношение полов новорожденных (этот показатель позволяет выявить страны, где от девочек часто избавляются еще до рождения) и разница в ожидаемой продолжительности жизни.
Расширение политических прав и возможностей: соотношение полов на министерских и парламентских постах, а также соотношение количества лет, проведенных женщинами и мужчинами в статусе президентов или премьер-министров за последние полвека.
Ниже мы рассмотрим каждый из критериев подробнее и сравним по ним разные регионы.
Гендерный разрыв: масштабы
Пропасть между мужчинами и женщинами по всем названным критериям постепенно уменьшается. Согласно докладу ВЭФ за 2018 год, преодолено уже 68% изначального разрыва (в 2006 году было 65%). Прогресс связан в основном с успехами в области образования и здравоохранения: здесь гендерные различия практически устранены. Хуже складывается ситуация с политическими и экономическими правами и возможностями — то есть с ключевыми областями, связанными с властью и влиянием. В среднем по всему миру женщины занимают лишь 34% управленческих постов, а среди глав государств женщин менее 10%.
Таким образом, женщины становятся все более здоровыми и образованными, но при этом их редко допускают к принятию решений, непосредственно касающихся их жизни.
За 2017—2018 годы улучшился лишь один из четырех показателей — экономические возможности. В основном это связано с общим ростом дохода женщин и увеличением их числа в технологическом секторе. Все прочие показатели, в целом возраставшие с 2006 года, немного снизились. В частности, после почти десяти лет медленного прогресса ухудшилась ситуация с политическими правами и возможностями. Причиной стало сокращение (или стагнация) представленности женщин в западной политике.
Интерес представляет и разбивка по странам. Сравнивая разброс стран по каждому из четырех критериев, можно увидеть специфику каждого государства. Если по показателям образования и здравоохранения большинство стран располагаются на диаграмме довольно плотно, то по экономическим и политическим критериям разброс весьма велик.
Отметим, что в США политические возможности у женщин весьма ограничены: по этому показателю страна занимает лишь 98-е место. Здесь лидирует Исландия — хотя даже в этой стране с 2017 года число женщин в законодательных органах немного снизилось. На втором месте Никарагуа, где сейчас почти достигнут паритет между мужчинами и женщинами во власти.
Гендерный разрыв по регионам
Если сравнить между собой разные регионы, можно увидеть, что гендерные разрывы не везде выглядят пугающе: Западная Европа и Северная Америка за последние годы серьезно продвинулись в их преодолении. В конце рейтинга остаются Южная Азия, Ближний Восток и Северная Африка.
Глядя на график, можно многое понять о странах в этих регионах. Половину мест в первой десятке удерживают западноевропейские государства: Исландия (1), Норвегия (2), Швеция (3), Финляндия (4), Ирландия (9). (Остальные места в топ-10 занимают в порядке очередности Никарагуа, Руанда, Новая Зеландия, Филиппины и Намибия.) США находится на 51-м месте, Китай — на 103-м, Индия — на 108-м. В самом конце списка оказались Йемен (149), Пакистан (148) и Ирак (147). При этом даже самые прогрессивные регионы внутренне неоднородны. Например, в одних странах Западной Европы образование может быть на 3,4% доступнее для женщин, чем в других.
Кроме того, регионы движутся вперед с разной скоростью. Большинство в целом улучшают показатели или держатся на достигнутом уровне — кроме Северной Америки, которая пережила небольшой спад и лишь в 2018 году возобновила развитие. Вместе с тем наблюдался некоторый провал в Черной Африке и Южной Азии — а вот Латинская Америка и страны Карибского бассейна в 2017—2018 годах добились максимального прогресса.
Все эти данные в целом позволяют сделать несколько выводов — как радующих, так и огорчающих — о том, через сколько лет в разных регионах будет достигнуто гендерное равноправие (конкретные цифры приведены на диаграмме).
Пятнадцать стран, как можно надеяться, полностью преодолеют разрыв в ближайшие полвека. В их числе Франция (ей потребуется 22 года) и Исландия (23 года). За следующие полвека к ним присоединятся еще 35 стран, среди которых Канада (51 год), Швейцария (54 года) и даже Саудовская Аравия (76 лет). Согласно прогнозу ВЭФ, дети, рожденные там сегодня, наверняка доживут до полного равноправия в своих странах. Увы, более чем в половине включенных в рейтинг государств новое поколение не увидит гендерного равенства: США, по оценкам, до этого еще 208 лет — а Пакистану и Ирану едва ли не 500.
Об авторах. Гретхен Гэветт (Gretchen Gavett) — старший редактор HBR. Мэтт Перри (Matt Perry) — старший специалист по инфографике HBR.