Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний —
это мираж

Как измерить реальную ценность бизнеса для общества

Авторы: Рональд Коэн , Джордж Серафейм

Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж
Martin Barraud/Getty Images

читайте также

Почему хорошие команды выбирают плохой путь

Пол Леви

Осталась лишь усталость

Ирина Пешкова

Бумеранг

Чупров Краснослав

«Меня не понимают»

Последние годы большинство крупных международных компаний отчитывались о собственной прибыльности. Однако наши расчеты говорят о том, что это мираж. Например, если учесть затраты на ликвидацию экологических последствий от их деятельности, такие компании, как Lufthansa и American Airlines — $2,3 млрд и $4,8 млрд соответственно — перейдут в разряд убыточных предприятий. 

Чем объясняется такое несоответствие? До сегодняшнего дня компании не отчитывались о пользе и вреде, которые они несут для общества и окружающей среды. Мы работаем, чтобы это исправить.

Важный шаг для внедрения отчетности по социальным и экологическим последствиям был сделан в июле, когда мы опубликовали доклад о том, во что экологии обошлась деятельность 1800 компаний, в рамках Инициативы по оценке последствий деятельности организаций, учрежденной при Гарвардской школе бизнеса. В следующем году мы планируем опубликовать доклад о том, как работа компаний сказывается на стоимости товаров и уровне занятости, что даст полную картину результатов деятельности этих организаций.

Сегодня настала пора для прозрачности в отношении последствий организационной деятельности, и эта перемена отражается на целевых показателях, которые ставят перед собой бизнес и инвесторы. Цифровые технологии и инструменты для обработки больших данных, помноженные на усердную работу многих людей и организаций, сделали возможными измерение и оценку деятельности предприятий с учетом их воздействия на глобальную обстановку. С ростом прозрачности меняются и правила игры.

Анализ обширного набора данных за 2018 год, собранных в рамках Инициативы через призму последствий деятельности организаций, позволяет по-новому взглянуть на реальную прибыльность компаний. Становится ясно, что многие предприятия создают экологические издержки, которые превышают их общую прибыль (показатель EBITDA). Из 1694 компаний, имевших положительный EBITDA в 2018 году, у 252 компаний (15%) вся прибыль будет исчерпана расходами на ликвидацию нанесенного ими экологического ущерба, а у 543 компаний (32%) EBITDA снизится на 25% и более. 

По нашим расчетам, почти у всех компаний, работающих в таких отраслях, как авиаперевозки, бумажная и лесная промышленность, электроэнергетика, изготовление строительных материалов, контейнеров и упаковки, показатель EBITDA будет снижен как минимум на 15%.

В других отраслях компании сильно отличаются друг от друга по степени воздействия на окружающую среду. Например, в пищевой промышленности экологические издержки могут снизить показатель EBITDA как на 5% (Nestle, $1,6 млрд), так и на 62% (Associated British Foods, $1,8 млрд). В нефтегазовой отрасли, где показатель EBITDA снизится на 25% у 75% компаний, отдельные лидеры рынка показывают значительно лучшие результаты по сравнению с конкурентами. Среди производителей полупроводников, промышленных конгломератов, участников рынка продуктов питания, напитков и товаров первой необходимости также наблюдается значительное различие между лидерами отрасли и отстающими.

Однако речь идет не только о негативных последствиях. Компании оказывают и позитивное влияние на общую ситуацию за счет создания своих товаров и рабочих мест, что тоже не отражается на их чистой прибыли. К примеру, рассмотрим влияние компании Intel сквозь призму занятости. В 2018 году организация влила в экономику США $3,6 млрд за счет выплаченной заработной платы и позитивно повлияла на социальную ситуацию, создавая рабочие места в регионах с высоким уровнем безработицы. Повышая личностное разнообразие кадров, а также предоставляя женщинам и представителям расовых меньшинств возможности для продвижения в компании, Intel сделает свою позицию на рынке еще сильнее.

Прозрачность в отношении последствий деятельности компании будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых, вместо того чтобы облагать население налогами для устранения таких негативных последствий, как загрязнение окружающей среды, ухудшение здоровья из-за потребления отдельных продуктов, а также обнищание людей вследствие радикально низкой оплаты труда, правительства смогут взимать налоги за нанесенный ущерб непосредственно с причинивших его компаний. Также они смогут напрямую стимулировать организации посредством сниженной налоговой ставки, субсидий и преференциальных закупок, чтобы те производили больше позитивного влияния через свои продукты, операционную деятельность и практики найма сотрудников. 

Во-вторых, инвесторы станут учитывать в своем анализе экологическое и социальное воздействие компаний. Инвесторы уже вложили более $30 трлн — что эквивалентно примерно трети от всех профессионально управляемых активов в мире — в инициативы по защите окружающей среды, решению социальных вопросов и налаживанию внутрикорпоративных отношений и, несмотря на отсутствие полноценных данных, делают все возможное, чтобы интегрировать области изменения климата, личностного разнообразия персонала и здоровья покупателей в свои инвестиционные решения.

Инвесторы все меньше интересуются компаниями с серьезным уровнем негативного воздействия, что снижает ценность последних на фондовом рынке и увеличивает для них стоимость привлечения капитала. Таким образом, прозрачность в отношении последствий деятельности организаций будет мотивировать руководство работать над качеством воздействия на социальную и экологическую ситуацию, чтобы повысить не только стоимость компании на фондовом рынке, но порой и размер собственного вознаграждения.

В рамках инициативы мы проанализировали 13 тыс. различных случаев и выявили значительный уровень корреляции между негативным воздействием на окружающую среду и снижением рыночной стоимости акций во многих отраслях, включая химическую промышленность, производство одежды и строительных материалов. Эта корреляция еще не проявляет себя в других отраслях, связанных, например, с коммунальными услугами, гостиничным бизнесом и промышленными конгломератами. Впрочем, когда благодаря росту прозрачности инвесторы смогут последовательно учитывать воздействие деятельности компаний в своем анализе, перемены коснутся и всех остальных. 

В-третьих, прозрачность позволит покупателям — как частным лицам, так и организациям — и сотрудникам делать выбор в пользу того или иного продукта или компании, исходя из собственных ценностей. Недобросовестный маркетинг, базирующийся на теме воздействия деятельности компании на социальную и экологическую обстановку, сейчас актуален именно потому, что не хватает надежных данных. Например, каждый автопроизводитель утверждает, что его продукция приносит обществу больше пользы, чем у конкурентов. Но если мы измерим то, как их продукция влияет на общую ситуацию с точки зрения безопасности, доступности, уровня удовлетворенности клиентов, топливной экономичности и количества выбросов, то выяснится, что лишь несколько компаний, таких как Tesla, Renault, Hyundai и Nissan, имеют основание делать подобные заявления.

Прозрачность и отчетность идут рука об руку. Сегодня отсутствие эффективных методов измерения воздействия компаний на социальную и экологическую ситуацию не дает в полной мере привлекать организации к ответственности за причиненный ими ущерб. Изменение норм составления отчетности позволит включить в них реальные показатели воздействия, то скажется на том, как инвесторы оценивают корпоративную деятельность, и привлечет их внимание к компаниям, оказывающим положительное влияние на общую ситуацию, а не наоборот. В конечном счете это катализирует изменения внутри корпораций.

Насколько же мы далеки от интеграции показателей воздействия в парадигму извлечения прибыли, которая движет капитализмом с момента его зарождения? В прошлом году мы выделили 56 ведущих организаций по всему миру, которые составляют отчетность с учетом показателей воздействия. С каждой неделей этот список только растет. Совсем недавно Danone, лидер французской пищевой промышленности, опубликовал данные по чистой прибыли на акцию, вычисленную с учетом воздействия компании на окружающую среду. В настоящее время существуют подробные методологии, наборы данных и руководства по подготовке отчетности, отражающие производственное, социальное и продуктовое воздействие, которое компания оказывает на людей и окружающую среду. Кризис COVID-19 только усугубит и без того вопиющее неравенство, усилит потребность в справедливом и устойчивом процессе восстановления и ускорит переход к экономике, учитывающей последствия деятельности бизнеса.

Внедрение отчетности, включающей в себя показатели воздействия, ускоряется и международной сетью инноваторов, компаний, инвесторов, неправительственных организаций и других заинтересованных сторон. Ее участники объединились в рамках Всемирной руководящей группы по инвестициям в социальные изменения и Проекта по управлению последствиями деятельности, совместно инициированные Инициативой и Гарвардской школой бизнеса. Многие другие организации, работающие в той же области, прямо и косвенно вносят свой вклад в ускорение перехода к новой парадигме.

Чем раньше правительства обяжут компании публиковать отчетность с учетом показателей воздействия и объединят усилия бизнеса и инвесторов для решения проблем изменений климата, неравенства и COVID-19, тем более радужные перспективы ждут общество в целом.

Кроме того, каждый из нас также призван сыграть в этом процессе важную роль. Если вы возглавляете компанию, то начните измерять и сообщать рынку данные с учетом показателей воздействия. Если вы инвестор, требуйте прозрачности данных от компаний, в которые вы инвестируете, и используйте полученные данные для оценки возможностей и рисков. Если вы регулятор или чиновник, обязуйте компании публиковать отчетность с учетом показателей воздействия и используйте налоговые и другие инициативы, чтобы мотивировать компании и инвесторов расширять положительное влияние на ситуацию в мире. И поскольку все мы являемся потребителями, давайте покупать товары и услуги компаний, позитивно влияющих на нашу планету и населяющих ее людей.

Прозрачность данных изменит капитализм. Если в погоне за прибылью компании будут не бездумно множить проблемы, а осознанно создавать ценные решения для всего мира, изменится и само понятие успеха. Это слово будет обозначать уже не только финансовые достижения, но и положительные изменения, которые мы смогли произвести в течение жизни.

Об авторах

Рональд Коэн (Ronald Cohen) — председатель Инициативы по оценке последствий деятельности организаций и Всемирной руководящей группы по инвестициям в социальные изменения, соучредитель Apax Partners и автор книги «IMPACT: Reshaping capitalism to drive real change».

Джордж Серафейм (George Serafeim) — профессорделового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, соучредитель KKS Advisors и председатель Национального совета по корпоративному управлению Греции. Всемирно признанный специалист в области социально-ответственного инвестирования.