читайте также
Когда в США в середине марта начали вводить ограничения в связи с пандемией коронавируса, многие стали задаваться вопросами о прогнозировании ситуации в экономике. Помимо проблем здравоохранения всех очень беспокоит, что будет с рынком труда, бизнесом, экономикой в целом.
Эта пандемия создает особые сложности в прогнозировании. По данным исследовательской компании FocusEconomics, опрашивающей сотни экспертов из ведущих банков и аналитических центров, разрыв в прогнозах экономического роста в США на второй квартал, в начале февраля составлявший 3,5 процентного пункта, к апрелю дорос до целых 56,8 процентного пункта. Большинство экономистов рассчитывает на восстановление ВВП во второй половине года, но насколько уверенно политики могут составлять перспективные прогнозы на третий и четвертый кварталы, учитывая расхождения в прогнозах на второй квартал? В начале апреля экономисты ФРС предложили базисный прогноз, в котором предсказали улучшение ситуации в третьем и четвертом кварталах, но оговорились, что «более пессимистичный прогноз не менее вероятен, чем базисный». Подобные заявления обычно не внушают уверенности.
Своевременные и надежные экономические прогнозы остро необходимы. Чтобы компенсировать их отсутствие, политики и компании все чаще обращаются к источникам альтернативных данных, поступающих в режиме реального времени, используют информацию о передвижении пользователей (от Apple и Google), о транзакциях по банковским картам. Эти источники ценны, но не дают представления о важных контекстах и не привязаны к более крупным экономическим трендам. (Например, данные об операциях по кредитным картам не показывают, как пандемия влияет на покупки за наличный расчет, а данные о передвижении — о том, больше или меньше люди тратят, добравшись до места назначения.)
Тем не менее надежные прогнозы возможны прямо сейчас. Недостающий ингредиент — более точное понимание изменений в нуждах, мнениях и поведении потребителей. Ориентируясь на это, мы разработали подход, дающий неизменно точные прогнозы, даже в периоды неопределенности: мы совместили прогнозы потребительских настроений с анализом поступающих в реальном времени данных о банковских транзакциях.
Для начала разберитесь, каковы потребительские настроения
Потребительские расходы составляют до 70% ВВП. Если потребители не начнут тратить столько же, сколько до начала пандемии, или изменят свои покупательские привычки, это существенно повлияет на отдельные сектора экономики и ее восстановление в целом. Единственный способ повысить надежность экономических прогнозов во время пандемии — дополнить используемые для этого модели постоянной оценкой структуры потребительских расходов за прошедший и настоящий период и ожидаемых изменений в будущем.
Так как в последние несколько месяцев в США почти повсеместно действуют ограничения разной жесткости, привычки, возникшие под влиянием социального дистанцирования и сохраняющихся опасений по поводу возможного заражения, надолго изменят покупательское поведение потребителей. Например:
У потребителей было достаточно времени, чтобы экспериментировать и формировать новые привычки, связанные с удаленной работой и электронной коммерцией, и они останутся на долгое время после открытия штатов.
С отменой карантина и с дальнейшими изменениями в режиме социального дистанцирования потребители будут продолжать экспериментировать с электронной коммерцией. Будут закрепляться и развиваться новые потребительские привычки.
Если в ближайшем будущем не появится медицинское решение проблемы, некоторые потребители по-прежнему будут придерживаться социального дистанцирования и после открытия штатов, чтобы защитить себя и окружающих.
Несомненно, совокупный эффект этих изменений повлияет на ход и скорость восстановления экономики.
Обратитесь к данным о транзакциях
В этой изменчивой обстановке экономисты и бизнес-лидеры могут получить более ясное представление о будущем потребительского поведения, анализируя данные об операциях по кредитным и дебетовым счетам в сочетании с оценкой потребительских ожиданий в перспективе.
Используя базу данных о 50 тыс. кредитных и дебетовых счетов, позволяющую еженедельно отмечать тенденции совершаемых операций, мы можем уделять особое внимание категориям расходов, на которых с наибольшей вероятностью отразятся краткосрочные и долгосрочные изменения в поведении потребителей — например, путешествия, ресторанный сектор, развлечения, товары первой необходимости, ремонт, бензин. В 2019 году потребительские расходы по этим статьям составили около $4 трлн, что составило 30% от общего объема потребительских расходов.
Для оценки будущих расходов мы используем большие и репрезентативные выборки американских потребителей для проведения постоянных онлайн-опросов. Мы собираем информацию о том, как потребители собираются делать покупки при разных реалистичных сценариях в зависимости от сроков и полноты снятия ограничительных мер. Так как условия постоянно меняются, эти сценарии обновляются каждый месяц с учетом публикуемой информации.
Наши прогнозы устанавливают связь между закономерностями совершенных ранее операций и предполагаемыми расходами в предстоящие месяцы. С апреля по июнь мы опросили 9 тыс. потребителей и использовали этот подход, чтобы точно предсказать скорость восстановления наиболее пострадавших секторов, таких как путешествия и ресторанный сектор.
В сегодняшних обстоятельствах делать прогнозы очень непросто, и одна из многих сложностей заключается в том, что под влиянием пандемии сокращаются наличные расходы. В результате, если полагаться исключительно на данные об операциях по кредитным и дебетовым счетам, можно получить избыточно оптимистичную картину грядущего восстановления экономики, особенно в секторах, где преобладает наличный расчет, таких как ресторанный бизнес.
Экономисты и компании могут сильно повысить качество своих прогнозов, сочетая анализ закономерностей совершенных операций по кредитным и дебетовым счетам с изучением обратной связи от потребителей, дающей представление об ожидаемых расходах с использованием наличного и безналичного расчета. Например, в мае мы предсказали рост розничных продаж на 13%, тогда как остальные представители отрасли ожидали только 9%. В итоге министерство торговли США сообщило о росте в этом секторе на 17,7% за май, то есть мы ошиблись менее чем на 5%.
Прогноз потребительских расходов
Модель, сочетающая оценку закономерностей совершенных операций по кредитным и дебетовым счетам с анализом ожидаемых расходов в наличной и безналичной форме, позволяет сильно повысить качество прогнозов.
Как прямо сейчас выглядит будущее?
Мы пишем эту статью, когда многие штаты сообщают о росте количества зараженных COVID-19, поэтому никто не может оценить долгосрочное влияние этой пандемии. Однако оценка реакций потребителей на реалистичные и гипотетические сценарии снятия ограничительных мер показала нам, насколько все стремятся вернуться к нормальной жизни. Наши данные показывают, что при условии полного открытия всех секторов потребители жаждут снова тратить деньги даже в наиболее пострадавших секторах, таких как путешествия.
Прогнозы показывают, что потребители готовы тратить деньги после снятия ограничений
Оценки потребителей в рамках реалистичных и гипотетических сценариев снятия ограничительных мер свидетельствуют о готовности активно тратить деньги даже в наиболее пострадавших секторах.
Продолжайте измерения, пока не закончится кризис
В текущей ситуации нет ничего статичного. При появлении новой информации о вирусе, ограничениях, влияющих на открытие разных секторов экономики, и влиянии COVID-19 на платежеспособность потребителей наше общество будет и дальше подстраиваться под новую норму. В связи с тем что природа этого кризиса уникальна, а социальное дистанцирование может оказать стойкое влияние на потребительские привычки, непрерывное измерение ожидаемых расходов — важное условие надежности экономических прогнозов. Увязывая данные об осуществленных операциях по кредитным и дебетовым счетам с настроениями потребителей и их ожиданиями по поводу грядущих расходов, аналитики могут создать надежный фундамент для прогнозирования ближайшего будущего.
Об авторах
Демитри Эстрин (Demitry Estrin) — основатель и генеральный директор информационного агентства The Futurist Group, использующего анализ потребительской активности, альтернативные данные и высокие технологии для прогнозирования потребительского поведения в режиме реального времени.
Джейн Тан (Jane Tang) — сооснователь и директор по обработке данных в The Futurist Group.
Видья Субрамани (Vidya Subramani) — сооснователь и директор по работе с клиентами The Futurist Group.