Свобода и ответственность | Большие Идеи

・ Экономика

Свобода
и ответственность

Изменения в школьном образовании пойдут ученикам только на пользу.

Автор: Сергей Филонович

Свобода  и ответственность

читайте также

Неосознанное решение: как на отношение к карьере влияют примеры из детства

Иоана Лупу

Невыносимо и заразно: что делать с токсичностью руководителей и сотрудников

Президент компании, выпускающей Encyclopædia Britannica

Каус Хорхе

Почему хороших менеджеров так мало

Джим Хартер,  Рэндалл Бек

Каждый, кто задумывается о будущем, наверняка понимает, что личный и профессиональный успех в значительной степени зависит от полученного образования. Основы образования закладываются в школе, поэтому не удивительно, что утверждение нового государственного стандарта среднего (полного) общего образования вызвало столь бурный отклик. Однако реакция СМИ, а затем и рядовых граждан меня неприятно удивила.

Критика школы давно стала общим местом. Тот, кто не подвергает сомнению качество среднего образования, рискует прослыть противником прогресса. Складывается впечатление, что все взрослое население России ­получило блестящее образование, а нынешние юные россияне лишены этой возможности. Я же наоборот часто сталкиваюсь с необразованными представителями старших поколений и образованной молодежью. Поэтому я убежден: следует избегать общих суждений и ответст­венно относиться к формированию собственной точки зрения.

Чего мы хотим от среднего образования? Подготовки детей к следующему этапу жизни. Свободного выбора образовательной траектории. Качественного преподавания конкретных дисциплин. Формирования личности, способной к критическому, самостоятельному мышлению. Свободы для сильных школ в формировании авторских программ. Ради достижения этих целей и разрабатывался новый стандарт.

Но многие видят в нем стремление государства сократить расходы на образование, снизить до минимума уровень знаний выпускников — то есть разрушить всю систему. Хотелось бы спросить критиков стандарта: а вы потрудились его изучить? Или по доброй советской традиции «не читали, но осуждаете»? Чтение стандарта — нелегкое занятие. Но если мобилизовать интеллект, в нем можно разглядеть важные новшества.

Во-первых, стандарт определяет требования к результатам освоения школьной программы — они разделены на личностные, метапредметные (навыки социальной, учебно-исследовательской и проектной деятельности) и предметные. Это ответ на запросы времени, связанные с переходом к life-long learning, то есть пожизненному (именно так!) образованию. Развитие личности и на­выки метапредметного уровня сегод­ня не менее важны, чем ориентация в предметных областях. Во-вторых, предметный уровень разделен на основной и углубленный — это значит, что школьники могут сами опре­делять глубину изучения ­предметов. Возможность выбора касается и набора дисциплин. Утверждение, что теперь старшеклассники будут посещать только русский язык, математику, физкультуру и ОБЖ, — грубое искажение сути стандарта. Цитирую: «Учебный план профиля обучения и (или) ­индивидуальный учебный план должны содержать 9 (10) учебных ­предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области». На всякий случай перечислю эти области: филология, иностранные языки, общест­венные науки, математика и информатика, естественные науки, физическая культура, эко­ло­гия и основы безопасности жизнедеятельности. Школы получают воз­можность вводить астрономию, ­искусство, технологию, психологию и пр. «в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения».

Получается, что новый стандарт отвечает сформулированным выше пожеланиям. Поэтому его введение — большой шаг вперед. Более того, это, скорее, не стандарт (который преду­сматривает строгое соответствие норме), а минимальные требования к программам, которые должны создавать школы. Сами школы получают немыслимую ранее свободу для творчества.

Вступившись за новый стандарт, я не утверждаю, что на пути его внедрения не встретится трудностей. Руководители многих школ ­попытаются следовать букве стандарта, по сути ничего не меняя в своей деятельности. Необходимость создавать новые программы вызовет сопротивление со стороны консервативных учителей. Родители и школьники столкнутся с неизбежны­ми ­проблема­ми при выборе образова­тельной траектории. Но ведь эти явления будут сопровождать любые изменения в такой консервативной сфере, как образование!

Стремление к свободе тесно связано с ответственностью за выбор. В образовании можно пойти легким путем, но и результат будет легковесным. Раньше государство фиксировало набор дисциплин и их содержание. Теперь в создании программ должны участвовать школы, родители и сами ученики.

Хотим свободы — берем на себя ответственность. Во всех областях жизни, в том числе в образовании. На развитие этого навыка и нацелен стандарт.