В Китае успех зависит от правильных связей | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В Китае успех зависит от
правильных связей

Если вам довелось работать в Китае, вы знаете, как важно обзавестись связями в правительстве. Однако недавнее исследование показало, что для успеха этого недостаточно: связи не одинаково полезны.

В Китае успех зависит от правильных связей

читайте также

Бывший генеральный директор Rohm and Haas — о том, как в разгар кризиса ему удалось заключить очень выгодную сделку

Гупта Радж

Как избавиться от старых привычек

Джоэл Констебл

Как восстановиться после эмоциональной вспышки

Сьюзен Дэвид

Совершенствуем свой мозг

Джурветсон Стив

Если вам довелось работать в Китае, вы знаете, как важно обзавестись связями в правительстве. Однако недавнее исследование показало, что для успеха этого недостаточно: связи не одинаково полезны.

Группа ученых под руководством Вейтин Жень (Weiting Zheng) из Гонконгского политехнического университета проанализировала ситуацию, сложившуюся в производстве телевизоров с 1993 по 2003 год. (Это время характеризовалось значительной либерализацией экономики.) Их интересовало, были ли среди руководителей соответствующих компаний бывшие чиновники или, наоборот, стал ли кто-то из топ-менеджмента госслужащим. Ученые проследили судьбу компаний и сопоставили цифры доходов до и после установления связей с госструктурами. При этом они разделяли связи на местном и национальном уровне. Как выяснилось, среди фирм, установивших связи с местными властями, выживших больше. Напротив, наличие связей на национальном уровне никак не отражается на судьбе бизнеса. Поправки, сделанные на размер, возраст 
и степень диверсификации компаний, не повлияли на результаты. Установлено, что самый выраженный эффект местные связи оказывали на наименее успешные компании, позволяя им избежать краха.

А вот на доходы связи влияют лишь в том случае, если у фирмы и так дела идут неплохо. Ученые видят несколько возможных причин того, что связи на местном уровне оказываются более эффективными. Местные покровители напрямую пожинают плоды преуспевающего в их юрисдикции бизнеса: растет занятость населения, казна пополняется за счет налогов. Они зачастую более последовательны, чем центральные органы власти, которым приходится постоянно увязывать между собой интересы самых разных сторон. У центра же нет возможности постоянно удовлетворять запросы какой-то отдельной компании и даже отрасли. Сразу оговоримся: рассматривать политические связи в Китае нельзя в отрыве от проблемы коррумпированности чиновников. Так что, вполне вероятно, результаты исследования в какой-то мере отражают и коррупционную составляющую.

Исследование Линн Пейн (Lynn S.Pain) из Гарвардской школы бизнеса проливает свет еще на один важный аспект: даже самые тщательно культивируемые связи не всегда могут обеспечить успех вашему делу. «Часто руководители компании думают, что, наладив связи в правительстве или дав нужному чиновнику взятку, они могут обеспечить своему бизнесу поддержку государства, — пишет Пейн. — Безусловно, личные связи — вещь полезная, однако руководитель должен понимать, что он должен на деле показать, что его проект способствует экономическому развитию Китая».

Вывод очевиден: не все связи одинаково действенны, и, уделив больше внимания отношениям с представителями местной власти, вы можете получить больше выгоды. На государственном же уровне вам необходимо со всей убедительностью продемонстрировать, что интересы вашего бизнеса совпадают со стратегическими целями и приоритетами правительства страны.