«Какие же они смелые»: что изменила кампания против харассмента #MeToo | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Какие же они смелые»: что изменила кампания против
харассмента #MeToo

Как изменилось отношение к домогательствам на работе

Авторы: Стефани К. Джонсон , Ксения Кеплингер , Джессика Ф. Керк , Лайза Барнс

«Какие же они смелые»: что изменила кампания против харассмента #MeToo
TARA MOORE/GETTY IMAGES

читайте также

Алгоритм однажды сделает вашу организацию самоуправляющейся

Мартин Ривз

Почему кадровым данным нельзя доверять

Маркус Бакингем

Тайные ученики умных машин

Мэтт Бин

Надежны ли ваши зарубежные партнеры?

Грин Джош

Прошло уже два года с тех пор, как в полный голос заявило о себе движение #MeToo. Поменялось ли что-нибудь? Можем ли мы сказать, что количество сообщений о сексуальных домогательствах в организациях снизилось? С чем сталкиваются женщины,  заявившие о проблеме в ходе кампании?

Здесь будет полезно обратиться к данным. В 2016, до возникновения движения #MeToo, мы опросили 250 работающих американок о случаях  сексуальных домогательств на работе и о том, как это сказывается в их профессиональной деятельности. Мы также побеседовали с 31 женщиной в США на тему их личного опыта. Второй опрос мы провели в сентябре 2018 года, уже после #MeToo. В этот раз в исследовании было охвачено 263 женщины. Мы связались с некоторыми из тех, кого опрашивали ранее, чтобы узнать, увидели ли они какие-либо перемены и изменилась ли их собственная позиция. В рамках опросов планировалось собрать количественные данные, чтобы зафиксировать происходящие изменения после #MeToo; интервью, по замыслу, должны были помочь составить представление о причинах и характере изменений.

Мы оценивали сексуальные домогательства в трех аспектах: гендерное притеснение, нежелательное сексуальное внимание и сексуальное принуждение. К категории гендерного притеснения относится негативное отношение к женщинам; оно необязательно носит сексуальный характер, но может включать в себя сексистские ремарки или предъявление каких-либо материалов подобного толка со стороны начальников или коллег, неуместные рассказы или обсуждения. К нежелательному сексуальному вниманию относятся неподобающее разглядывание и нежелательные прикосновения. Сексуальное принуждение включает в себя подкуп или давление, оказываемое на женщину для склонения ее к сексуальной связи. Мы также оценили у участниц эксперимента самооценку и степень неуверенности в себе и проверили наличие взаимосвязи этих параметров с пережитым ими опытом.

Итак, что мы обнаружили? Что касается произошедших перемен, можно отметить, что в нашей выборке стало меньше сообщений о сексуальном принуждении или нежелательном сексуальном внимании в период после запуска движения #MeToo. В 2016 году о сексуальном принуждении сообщали 25% женщин, а в 2018 году — 16%. О нежелательном сексуальном внимании на работе упомянули  25% женщин (против 66% в предыдущем опросе). Однако на контрасте с этими показателями мы заметили увеличение количества указаний на гендерные притеснения: с 76% в 2016 году показатель вырос до 92% в 2018-м. Получается, что, в то время как число самых вопиющих проявлений сексуальных домогательств, из-за которых многие женщины вынуждены искать новую работу, по всей видимости, снижается, мы, однако, имеем дело с негативной ответной реакцией — усиливающейся враждебностью по отношению к женщинам на работе.

Анализ за период с 2016 года показал повышение самооценки и снижение уровня неуверенности в себе среди опрошенных женщин. Что еще важнее, связь между нежелательным сексуальным вниманием и указанными негативными последствиями (более низкая самооценка, более высокая степень неуверенности в себе) в 2018 году оказалась слабее. Также более слабой оказалась и связь этих негативных последствий с гендерными притеснениями. Мы полагаем, что разрушительное влияние на самовосприятие женщин могла смягчить именно осведомленность о том, что с домогательствами сталкивались очень многие.

Теория социальной психологии подсказывает, что стигматизация опыта наподобие сексуального домогательства может оказывать разрушительное влияние на самооценку, в особенности из-за того, что подверженные ее влиянию чувствуют отчужденность и отчасти вину за то, как с ними обошлись. Возможность увидеть реальный масштаб проблемы и соприкоснуться с опытом других женщин может помочь спасти самооценку от клейма домогательства.

В интервью женщины рассказали нам, что движение #MeToo помогло им осознать, что не только они столкнулись с подобным в своей жизни. Одна из участниц, руководитель отдела маркетинга, ей 30 лет, объяснила: «Я начала видеть, как появляются [посты #MeToo], и подумала про себя: “Какие же они смелые. Рассказывают такие личные истории — никогда бы не подумала о таком”… Я не столько чувствую, что меня оправдали; тут больше — меня поддержали».

Что компаниям и управляющим делать теперь? На самом базовом уровне нужно неуклонно подчеркивать важность недопустимости сексуальных домогательств. Отделы кадров в организациях должны  вывести этот принцип в круг своих приоритетов, обучая сотрудников стратегиям поведения при наблюдении проблемных ситуаций со стороны, ясно провозглашая политику абсолютной нетерпимости в отношении домогательств и надлежащим образом реагируя на поступающие жалобы.

Несколько женщин сказали нам, что особенно важно, чтобы отделы кадров очень внимательно относились к ситуациям, связанным с домогательствами. «Я думаю, все чаще и чаще люди высказываются, когда что-то видят или чувствуют дискомфорт… — поделилась одна из участниц. — Главная проблема уже не столько в том, чтобы о ситуации рассказали; реакция работодателя на сообщения о том, что один из сотрудников домогается другого, — вот где главная проблема». Задача менеджеров состоит также в том, чтобы  создавать условия,  в которых сотрудники — и женщины, и мужчины — могли без опасений заявлять о харассменте.

Важно также обращать внимание на гендерное притеснение, включая травлю и сексистские комментарии в отношении женщин. Одна из собеседниц поделилась с нами мнением, что женщины, которые благодаря #MeToo нашли в себе силы бросить вызов неуместному поведению, столкнулись с большей враждебностью среди коллег. Важно, чтобы в организациях это понимали, поскольку постоянное влияние гендерного притеснения может оказаться настолько же разрушительным, как и самые вопиющие формы сексуального домогательства.

Программы обучения по этой теме, равно как и по проявлениям микроагрессии и бессознательным предубеждениям, могут быть полезны не только в смысле поощрения этичного поведения. Важно и то, что они могут побуждать коллег и руководителей вмешаться, если они становятся свидетелями травли или нападок на работе. Самостоятельно дать прямой отпор сексистским комментариям в свой адрес не всегда легко, но для стороннего наблюдателя вмешаться и разрядить обстановку бывает проще.

Такие меры принесут лучшие результаты, если в разговоре о гендерном равноправии организациям удастся привлечь в союзники мужчин. Важно, чтобы до них был донесен посыл, что серьезное отношение к подобным проблемам не есть обвинение против мужчин как таковых, но скорее общее усилие по созданию атмосферы уважения на рабочем месте. Мне нравится проводимая в Twitter кампания #yesallwomen, которая призвана напомнить мужчинам (и женщинам), что никто не думает, что в домогательствах виновны все мужчины, но все женщины и в самом деле сталкиваются с ними в своей карьере. Одна из собеседниц пояснила: «Благодаря [#MeToo] выявляется сообщество мужчин, которые оказывают поддержку женщинам в любых затруднительных ситуациях, идет ли речь о самых крайних случаях, против которых выступает движение #MeToo, или же о вопросе равного представительства и равенства голосов на собрании. Формируется сообщество мужчин, которые спокойно могут сказать: «Да, я тебя поддержу и могу вступиться за твои интересы».

И мы не можем забывать о самых уязвимых работниках. Большинство усилий по обеспечению гендерного равенства и недопущению сексуальных домогательств на работе направлено на кадровых сотрудников с фиксированным окладом и перспективами повышения на руководящие позиции. Тем не менее есть свидетельства, что еще большему риску подвергаются те, кто получает минимальную ставку (или зарплату на уровне официанта), а также работающие на условиях частично занятости и по временным договорам. На этих позициях сотрудники часто оказываются в самом беспомощном положении, поскольку они не защищены нормативами Комиссии равных возможностей найма на работу (EEOC). Меры по повышению психологической безопасности на работе должны брать в расчет каждого. Расширенная законодательная база для защиты лиц, не являющихся штатными сотрудниками, может стать очевидным первым шагом. Но в ожидании этих мер сами работники и организации могут взять инициативу в свои руки и, например, добавить пункты о защите от домогательств в договор, чтобы повысить уровень защищенности. Подрабатывающие также могут использовать онлайн-платформы для краудсорсинга информации о безопасности той или иной организации.

Наши результаты свидетельствуют о положительном влиянии кампании #MeToo в снижении уровня сексуальных домогательств в последние два года, но важно сделать все, чтобы эти изменения были устойчивыми, чтобы женщины и мужчины поддерживали тех, кто сталкивается с харассментом, и наиболее уязвимые работники не оставались без внимания. Цель этих усилий — непрерывный прогресс в деле достижения равенства на рабочем месте, и которое пойдет на пользу всем сотрудникам.

Об авторах

Стефани К. Джонсон (Stefanie K. Johnson) — преподаватель менеджмента и предпринимательства Школы бизнеса Лидса Университета Колорадо. Занимается исследованиями в области лидерства и многообразия, главным образом уделяя внимание влиянию бессознательных предубеждений в работе руководителей и стратегиям их преодоления.

Ксения Кеплингер (Ksenia Keplinger) — научный сотрудник в Школе бизнеса Лидса Университета Колорадо. Занимается исследованиями принципов многообразия и инклюзивности, гендерных предрассудков в профессиональной деятельности, экономики временной занятости и лидерства.

Джессика Ф. Керк (Jessica F. Kirk) — преподаватель менеджмента в Колледже бизнеса и экономики Фогельмана Университета Мемфиса. Основные темы исследований: предубеждения и стереотипизация, принципы многообразия и инклюзивности, лидерство и домогательства в контексте традиционных организаций и новых предприятий.

Лайза Барнс (Liza Barnes) — докторант Школы бизнеса Лидса Университета Колорадо в Боулдере.