Книги | Большие Идеи

・ Этика и репутация


Книги

ххх

Автор: Никольская Вера подготовила

Книги

читайте также

Путь реформ. Опыт Home Depot по изменению корпоративной культуры

Рам Чаран

«Я просил прощения за наши решения»

Ади Игнейшес,  Говард Шульц

Ценовые войны: мифы и реальность

Марк Чассил

Вера Машкова: «Успех зависит от своевременной и честной коммуникации»

HBR — Россия

Команда победителей

Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона

Джулиан Биркиншоу, Стюарт Крейнер

СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 237 с.

У страны, придумавшей футбол, в 2000 году появился тренер-швед. Выбор Свена-Йорана Эрикссона был данью моде: в то время многие английские команды нанимали тренеров-иностранцев. Это назначение не вызвало бурного восторга. Эрикссон не соответствовал представлению англичан о лидере сборной: он никогда не работал в Англии и не был выдающимся игроком. Однако «тихий швед» вскоре показал себя прекрасным тренером.

Секреты спортивных успехов применимы и к бизнесу. Успешные компании — это компании с хорошими лидерами. Авторы книги утверждают, что существует ярко выраженный шведский стиль лидерства, который как раз и проявился в английском футболе: «Влияет ли культурное наследие Эрикссона на его манеру руководить, тренировать и управлять? Имеет ли значение, что он швед? Ответ однозначен — да!». В истории бизнеса немало примеров, когда методы работы, принятые в одной стране, внедрялись в другой. В 1990-е начала складываться новая концепция лидерства; она основывалась на более «мягких», по сравнению с традиционными харизматичностью и властностью, качествах: умении слушать, соглашаться и воспринимать новое. «Законодателями» ее оказались шведские руководители. В Швеции акцент делают на коллективной работе и сотрудничестве. «Забудьте о командах и контроле, — делятся авторы своими наблюдениями. — Скандинавский лидер сознательно антиавторитарен». Обычно лидеры не только отождествляют себя с командой, но и противопоставляют себя ей, то есть знают, когда надо сблизиться с подчиненными, а когда отдалиться от них.

В методе Эрикссона две составляющие — делегирование полномочий и наставничество, хотя оба термина затасканы так, что превратились в клише. В действительности часто менеджеры поступают наоборот: ограничивают доступ сотрудников к информации или игнорируют их идеи. Поэтому шведский стиль управления называют «взрослым»: начальник доверяет подчиненным, считая, что они могут сами принять трудное решение в интересах компании или команды.

«Мы не предсказываем такую же волну энтузиазма по поводу шведского менеджмента, какая наблюдалась в начале 1980-х по поводу всего японского. Скорее мы рассматриваем шведскую модель (на примере Свена-Йорана Эрикссона) как новый способ извлечь пользу из старого подхода к управлению». Вывод авторов прост: шведская модель менеджмента предлагает кое-что новое и эффективное, будь то управление компанией или футбольной командой. Она работает.

Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте

Голви У. Тимоти

М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 252 с.

«Я увлекся проблемой борьбы со скукой в рутинной работе, потому что это было препятствием, стоявшим перед миллионами людей», — с этого, по словам автора, началось его исследование. Он объясняет, как любой человек может изменить отношение к работе. Эта книга о том, как «…научиться изменять ту сферу, которая называется "мы сами"».

Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей

Майлз Дауни

М.: Добрая книга, 2005. 288 с.

Автор опровергает представления о коучинге как, например, о модной прихоти или занятии для неудачников. Фактически он создал обучающую программу для будущих мастеров коучинга. Их главная задача, по его мнению, — не давать человеку советы, что и как делать, а помочь самостоятельно найти наилучшее решение. Тренинги такого рода приводят к удивительным результатам: «Люди за считанные минуты учатся таким вещам, на обучение которым у тренеров, оперирующих более традиционными методиками, потребовалось бы много часов».

Новые лидеры российского бизнеса

М. Кетс де Врис, С. Шекшня, К. Коротов, Э. Флорент-Трейси

М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 339 с.

«Российские национальные черты характера оказывают столь сильное влияние на стиль управления, что ни один процесс преобразований не будет успешным, если в нем не будут учитываться культурные традиции». Это цитата из книги о семи российских лидерах — Ходорковском, Иоффе, Варданяне и других, которые адаптировали западную бизнес-практику к российским условиям. «В наших примерах рассмотрены различные варианты стилей управления российскими организациями», — так авторы объясняют принцип отбора материала. Они изучали компании, которые эти лидеры возглавляли в условиях трансформации общества, выделяя факторы, приведшие их к успеху в процессе «знакомства с капитализмом».