Бей своих, чтоб чужие боялись | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Бей своих, чтоб
чужие боялись

ххххххх

Бей своих, чтоб чужие боялись

читайте также

15 правил переговоров при найме на работу

Малхотра Дипак

Что делать ИТ-директору во время кризиса

Мария Григорьева

Скрытые угрозы потребительских ИИ-решений

Маркус Гислер ,  Ребекка Уокер Речек ,  Симона Ботти ,  Стефано Пунтони

«Срок годности кандидата в нашем бизнесе — 24 часа»

Юлия Фуколова

В майском номере «HBR — Россия» была опубликована статья Родерика Креймера «И все-таки нация чтит короля». Ученый утверждает: провести компанию сквозь тернии к звездам может только жесткий, самоуверенный лидер, наделенный политическим интеллектом. И это в то время, когда воспеваются скромность и эмоциональный интеллект руководителей.

Дерк Сауэр, генеральный директор издательского дома Independent Media Sanoma Magazines

Вдохновлять или подавлять — вот вечный вопрос, на который непросто найти ответ. Для меня очевидно одно: управляя с помощью страха, ничего хорошего не добьешься. Впрочем, не забывайте, это я говорю как основатель и глава издательского дома, где работают около тысячи замечательных творческих людей, чья творческая энергия (а заодно и производительность) сойдет на нет, если начать их запугивать. Кто знает, будь я гендиректором сталелитейного завода, возможно, я бы считал иначе.

Не следует также забывать, что лидерский стиль зависит от характера руководителя. А мне не свойственны ни жесткость, ни громогласность, ни безапелляционность, так что, если я захочу вдруг стать новым Мердоком, меня точно ждет провал: я в принципе не подхожу для этой роли.

Вот правило номер один для руководителя: тот, кто хочет многого достичь, должен прежде всего понять самого себя, оценить свои личные качества. Нужно всегда оставаться самим собой. Я часто вижу выпускников бизнес-школ с уверенным взглядом, но мягким сердцем. Чужая роль дорого им обходится: они живут в постоянном стрессе, а это опасно для здоровья.

Я люблю общаться с людьми, люблю работать с профессионалами, которые умнее меня. Я никогда не стесняюсь признаться в том, что я чего-то не знаю. Такой стиль управления, по-моему, создает в компании хорошую атмосферу: люди могут полно раскрыть свои творческие задатки, найти применение своей энергии. По крайней мере я надеюсь, что мои коллеги по Independent Media считают так же. В общем я — ярко выраженный сторонник мягкой власти.

Да, чуть не забыл: есть еще кое-что, о чем так редко пишут. Счастье. Зачем мы живем? Чтобы максимизировать прибыль? Чтобы добиться наибольшей EBITDA? Заслужить похвалу начальника? Конечно, нет. Мы все хотим счастья — себе и всему обществу, мы все хотим, чтобы жизнь была прожита не зря. Об этом всегда должен помнить любой руководитель.

Правда, тут есть одно большое «но». Мягкую власть очень часто путают с трусостью. Многие так называемые мягкие менеджеры прикрываются этим словом, чтобы не принимать трудных и болезненных решений. Лидер должен уметь слушать, сочувствовать, очаровывать, но при этом помнить, что на корабле может быть только один капитан и в сложных обстоятельствах именно ему придется принимать решение. Кроме того, капитан никогда не должен прятаться за спинами подчиненных, когда дело доходит до грязной работы. Мягкий и жесткий стили управления не исключают друг друга. Они взаимно дополняются, это инь и ян менеджмента.

Андрей Деллос, ресторатор («Кафе Пушкинъ», «Шинок», «Турандот» и др.)

По-моему, рассуждать об эффективности демократичного руководителя и замечательного человека вообще довольно глупо. Хочешь развалить компанию — принимай на работу хорошего, милого менеджера.

Соображения автора кажутся мне поверхностными: он рисует своего рода карикатуру на реальную ситуацию. Вращение глазами, корченье рож, крики, «наезды» и прочая — это всего лишь банальная атрибутика. Сам образ «дракона» гораздо более многогранный и сложный.

Например, в статье нет ни слова о любви между «драконом»-руководителем и «жертвой»-подчиненным. А ведь человека, который тебя мучает, надо полюбить. Я имею в виду очень сложное сочетание любви и страха. Сотрудник должен до дрожи бояться встретиться с тираном — и одновременно мечтать об этом. И внешние проявления сложного характера начальника тут ни при чем. Я своим руководителям часто советую: «Перестаньте кричать и строить из себя демоническую личность. Попробуйте шепнуть подчиненному на ушко добрые слова». Но я не против, если подчиненный со страху упадет при этом в обморок.

Вообще настоящему руководителю присущи как минимум две черты. Первая — энергетика. К слову, я знаю милейших на вид людей с бархатными голосами, в присутствии которых возникает желание вытянуться в струнку, даже если ты не их подчиненный. Вторая черта — компетентность. Управленец должен разбираться в предмете лучше подчиненного — тактически, стратегически, как угодно. В противном случае уважения ему не видать. И можно сколько угодно топать ногами и кричать, толку от этого не будет никакого. Кроме того, настоящий руководитель — это всегда личность, неважно, с каким знаком. И вот об этих важнейших вещах автор, к сожалению, ничего не говорит.

Валерий Хорошковский, президент горнометаллургической компании «Евраз Груп»

Я не стал бы, оценивая эффективность руководителей, жестко привязывать ее к их стилю управления. Самое главное — умело развивать бизнес, быстро принимая решения. Если решения в итоге оказываются верными, значит данной конкретной компании лучше всего подходит ее руководитель, неважно, как он управляет. Я не говорю о крайних случаях. Чрезмерная деспотичность, безусловно, отталкивает людей, но руководитель не должен бояться оправданной жесткости — без нее невозможно принимать решения.

Что касается взаимодействия с командой — это другой вопрос. Важно, выбираются ли в итоге из обсуждаемых предложений действительно лучшие. Я считаю, что руководитель, прежде чем принимать решение, должен выслушать мнение каждого члена команды. Очень часто самые точные, правильные идеи выдвигает тот, кто меньше всего хочет публично излагать их, предпочитая промолчать. А талант руководителя — неважно, жесткого или демократичного — как раз в том и проявляется, может ли он создать такую обстановку, чтобы каждый подчиненный легко высказывал свое мнение. Не боялся, не стеснялся, не считал неудобным. И его бы слышали, не критиковали — это очень важно.

В современных российских условиях у жесткого лидера есть важное преимущество — скорость принятия решений, реакция на изменение ситуации. Развивающиеся рынки диктуют именно такую модель принятия решений. Во время переходного периода и в России, и на Украине господствовал жесткий стиль управления, подразумевающий быстрые, точные решения. И побеждали руководители именно такого типа. Хотя лидеры-демократы тоже вполне успешно работали. Дело в том, что в непостоянных, быстро изменяющихся условиях демократичному лидеру, чтобы создать команду нужно гораздо больше времени, чем жесткому.