читайте также
Когда ваши карьерные интересы, цели и задачи меняются, стоит следить, чтобы внутренние изменения отражались в образе, который вы транслируете окружающим. Это не происходит автоматически — наоборот, очень часто мы уже другие, а людям это пока незаметно. От соответствия внутреннего и внешнего зависят ваш бренд и ваша репутация. Авторы статьи предлагают четыре ключевых шага, помогающие получить адекватные вам нынешнему деловые предложения и полностью раскрыть свои таланты.
Предназначение бренда — помочь нам сделать выбор. Это верно для брендов товаров, мест и даже людей. Личный бренд способен помочь принять принципиально важные решения: о найме на работу, продвижении по карьерной лестнице, выборе наставника или поставщика услуг и т.д. Вот почему так важно, чтобы ваш персональный бренд не терял актуальность.
Возьмем для примера Еву — специалиста по цифровому маркетингу с более чем десятилетним опытом управления креативными командами в глобальных корпорациях и стартапах. Став экспертом в своей области, Ева начала терять к ней интерес и рассылать резюме на должности, отвечающие ее новым устремлениям. Но ее не приглашали на собеседования — как она потом поняла, во многом из-за того, что долго не обновлявшаяся страница на LinkedIn рассказывала только о прошлых навыках и опыте девушки. Из нее нельзя было узнать об ее новейших достижениях и передовых знаниях.
Впрочем, вовремя обновлять данные в соцсетях еще не значит поддерживать личный бренд в актуальном состоянии. Ваш образ в сознании аудитории может отличаться от вашего онлайн-профиля — и быть устаревшим, особенно если вы покорили новые профессиональные вершины совсем недавно.
В чем специфика построения личного бренда в России? Отвечает проректор по операционной деятельности и цифровому развитию и профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Светлана Миронюк.
В России, как известно, жить надо долго, а бренд должен быть гибким и адаптивным. Готовым так органично вмещать в себя разносторонние проявления личности, чтобы обеспечивать возможность перехода между ролями, компаниями, проектами или индустриями. То есть быть готовым к турбулентности и переменам. Всегда быть «готовым к прыжку».
Мы часто путаем публичность вообще и целенаправленную работу над личным брендом. Дневники, описывающие уклад и течение жизни, вели и в XVIII веке. Хроника вашей жизни, фото и видео активностей, мест и событий — захватывающее занятие, но к построению личного бренда оно не ведет. Если вы решили строить личный бренд, вы должны точно знать, зачем инвестируете в это свое время и силы. У вас есть цель — значит, есть стратегия и редакционная политика: что и зачем вы демонстрируете окружающим в социальных сетях, как себя продвигаете. Вы превращаетесь в маленькое СМИ под названием «Я».
Еще одна специфика российского контекста сегодня — это высокие риски публичности. Как прямые юридические, так и косвенные, смысловые. Ведь в вашем маленьком СМИ «имени себя» нет юротдела, который проконтролирует каждую публикацию на предмет соответствия меняющемуся законодательству. Или редактора, который проверит точность фактов, цифр и названий.
Занимаясь личным брендом в России, стоит научиться и специфическим вещам. Особенность нашей интернет-среды — крайне высокая степень поляризации людей и мнений. Побочный продукт этой поляризации — ненависть в сети, хейт. К этому многие оказываются не готовы. Чем шире бренд и больше аудитория — тем большей психологической устойчивостью нужно обладать для того, чтобы продуктивно работать с хейтом. Обращать его из уязвимости в опору для дискуссии и для продвижения себя.
Тем, кто задумался о построении личного бренда, важно определиться с фокусом: где обитает ваша целевая аудитория, какие соцсети смотрит, чем интересуется и каким временем для медиапотребления располагает. Ответив себе на эти вопросы, вы определите, в каких каналах надо начинать строить личный бренд. Расфокус или присутствие везде на всех платформах — дорогое и неэффективное решение.
Мы убеждены, что, сознательно совершая карьерные повороты, следует параллельно обновлять личный бренд. Дори Кларк, одна из авторов данной статьи, подробно разбирала эту тему в книге «Персональный ребрендинг». Но даже оставаясь на той же работе или той же карьерной траектории, стоит помнить о том, как вас видят окружающие, и последовательно корректировать, а то и радикально менять свой бренд. Иначе, пока вы будете почивать на лаврах, весь мир (и требования к людям вашей профессии) уйдет далеко вперед. Обратите внимание: если амбициозность и целеустремленность ведут к успеху, то успех часто ведет к самоуспокоенности. Достигнув определенного уровня в профессии и имея постоянную достойную занятость, вы можете решить, что отныне ваши достижения станут говорить сами за себя.
Но думать так рискованно, ведь в наши дни любая профессия, любая отрасль и многолетний опыт любого из нас могут вдруг оказаться замещены искусственным интеллектом. Так что пришло время пересмотреть историю, которую вы рассказываете о себе миру, и заново убедить окружающих в своей ценности. Опыт Дори Кларк (как спикера и стратега) и второго автора этой статьи Томаса Чаморро-Премузика (как коуча топ-менеджеров, спикера, исследователя и автора множества работ на тему карьерного успеха) позволил выделить четыре ключевых шага, открывающих перед человеком нужные именно ему возможности и помогающих ему реализовать всю полноту своих талантов.
Четко сформулируйте свой будущий образ
Каким люди должны видеть вас? Подумайте о своих текущих профессиональных целях и определите, каким был бы мощный личный бренд в подобном контексте. Например, если бы вы были членом правления компании или главным претендентом на место в нем, что люди думали и говорили бы о вас? Если не знаете, найдите добившихся успеха в нужной сфере профессионалов, на которых вы хотели бы ориентироваться: какими они кажутся людям? Какими конкретными словами окружающие должны описывать вас? Пропишите все очень конкретно: например, в вас должны видеть «стратега» и «командного игрока». Это поможет верно выстроить план движения к цели. Важно основывать свой будущий образ не только на том, кто вы есть сейчас, но и на возможных или будущих этапах раскрытия вашего потенциала.