Ваш личный бренд пора освежить. Вот с чего стоит начать… | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Ваш личный бренд пора освежить. Вот с чего
стоит начать…

Чтобы выделяться из толпы и оставаться востребованным в нашем стремительно меняющемся мире, необходимы продуманная стратегия и четкость в ее реализации

Авторы: Дори Кларк , Томас Чаморро-Премузик

Ваш личный бренд пора освежить. Вот с чего стоит начать…
Jean Philippe Delberghe / Unsplash

читайте также

Семейные призраки в кабинете директора

Дебора Анкона,  Деннис Перкинс

Что делать менеджеру, если в организации внедряют эджайл-методы

Джефф Готэлф

В поисках идей: мартовский выпуск

Цена ошибки: как плохие коммуникации влияют на эффективность бизнеса

Редакция «Больших идей»

Когда ваши карьерные интересы, цели и задачи меняются, стоит следить, чтобы внутренние изменения отражались в образе, который вы транслируете окружающим. Это не происходит автоматически — наоборот, очень часто мы уже другие, а людям это пока незаметно. От соответствия внутреннего и внешнего зависят ваш бренд и ваша репутация. Авторы статьи предлагают четыре ключевых шага, помогающие получить адекватные вам нынешнему деловые предложения и полностью раскрыть свои таланты.

Предназначение бренда — помочь нам сделать выбор. Это верно для брендов товаров, мест и даже людей. Личный бренд способен помочь принять принципиально важные решения: о найме на работу, продвижении по карьерной лестнице, выборе наставника или поставщика услуг и т.д. Вот почему так важно, чтобы ваш персональный бренд не терял актуальность.

Возьмем для примера Еву — специалиста по цифровому маркетингу с более чем десятилетним опытом управления креативными командами в глобальных корпорациях и стартапах. Став экспертом в своей области, Ева начала терять к ней интерес и рассылать резюме на должности, отвечающие ее новым устремлениям. Но ее не приглашали на собеседования — как она потом поняла, во многом из-за того, что долго не обновлявшаяся страница на LinkedIn рассказывала только о прошлых навыках и опыте девушки. Из нее нельзя было узнать об ее новейших достижениях и передовых знаниях.

Впрочем, вовремя обновлять данные в соцсетях еще не значит поддерживать личный бренд в актуальном состоянии. Ваш образ в сознании аудитории может отличаться от вашего онлайн-профиля — и быть устаревшим, особенно если вы покорили новые профессиональные вершины совсем недавно.

В чем специфика построения личного бренда в России? Отвечает проректор по операционной деятельности и цифровому развитию и профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Светлана Миронюк.

В России, как известно, жить надо долго, а бренд должен быть гибким и адаптивным. Готовым так органично вмещать в себя разносторонние проявления личности, чтобы обеспечивать возможность перехода между ролями, компаниями, проектами или индустриями. То есть быть готовым к турбулентности и переменам. Всегда быть «готовым к прыжку».  

Мы часто путаем публичность вообще и целенаправленную работу над личным брендом. Дневники, описывающие уклад и течение жизни, вели и в XVIII веке. Хроника вашей жизни, фото и видео активностей, мест и событий — захватывающее занятие, но к построению личного бренда оно не ведет. Если вы решили строить личный бренд, вы должны точно знать, зачем инвестируете в это свое время и силы. У вас есть цель — значит, есть стратегия и редакционная политика: что и зачем вы демонстрируете окружающим в социальных сетях, как себя продвигаете. Вы превращаетесь в маленькое СМИ под названием «Я». 

Еще одна специфика российского контекста сегодня — это высокие риски публичности. Как прямые юридические, так и косвенные, смысловые. Ведь в вашем маленьком СМИ «имени себя» нет юротдела, который проконтролирует каждую публикацию на предмет соответствия меняющемуся законодательству. Или редактора, который проверит точность фактов, цифр и названий. 

Занимаясь личным брендом в России, стоит научиться и специфическим вещам. Особенность нашей интернет-среды — крайне высокая степень поляризации людей и мнений. Побочный продукт этой поляризации — ненависть в сети, хейт. К этому многие оказываются не готовы. Чем шире бренд и больше аудитория — тем большей психологической устойчивостью нужно обладать для того, чтобы продуктивно работать с хейтом. Обращать его из уязвимости в опору для дискуссии и для продвижения себя. 

Тем, кто задумался о построении личного бренда, важно определиться с фокусом: где обитает ваша целевая аудитория, какие соцсети смотрит, чем интересуется и каким временем для медиапотребления располагает. Ответив себе на эти вопросы, вы определите, в каких каналах надо начинать строить личный бренд. Расфокус или присутствие везде на всех платформах — дорогое и неэффективное решение.

Мы убеждены, что, сознательно совершая карьерные повороты, следует параллельно обновлять личный бренд. Дори Кларк, одна из авторов данной статьи, подробно разбирала эту тему в книге «Персональный ребрендинг». Но даже оставаясь на той же работе или той же карьерной траектории, стоит помнить о том, как вас видят окружающие, и последовательно корректировать, а то и радикально менять свой бренд. Иначе, пока вы будете почивать на лаврах, весь мир (и требования к людям вашей профессии) уйдет далеко вперед. Обратите внимание: если амбициозность и целеустремленность ведут к успеху, то успех часто ведет к самоуспокоенности. Достигнув определенного уровня в профессии и имея постоянную достойную занятость, вы можете решить, что отныне ваши достижения станут говорить сами за себя.

Но думать так рискованно, ведь в наши дни любая профессия, любая отрасль и многолетний опыт любого из нас могут вдруг оказаться замещены искусственным интеллектом. Так что пришло время пересмотреть историю, которую вы рассказываете о себе миру, и заново убедить окружающих в своей ценности. Опыт Дори Кларк (как спикера и стратега) и второго автора этой статьи Томаса Чаморро-Премузика (как коуча топ-менеджеров, спикера, исследователя и автора множества работ на тему карьерного успеха) позволил выделить четыре ключевых шага, открывающих перед человеком нужные именно ему возможности и помогающих ему реализовать всю полноту своих талантов.

Четко сформулируйте свой будущий образ

Каким люди должны видеть вас? Подумайте о своих текущих профессиональных целях и определите, каким был бы мощный личный бренд в подобном контексте. Например, если бы вы были членом правления компании или главным претендентом на место в нем, что люди думали и говорили бы о вас? Если не знаете, найдите добившихся успеха в нужной сфере профессионалов, на которых вы хотели бы ориентироваться: какими они кажутся людям? Какими конкретными словами окружающие должны описывать вас? Пропишите все очень конкретно: например, в вас должны видеть «стратега» и «командного игрока». Это поможет верно выстроить план движения к цели. Важно основывать свой будущий образ не только на том, кто вы есть сейчас, но и на возможных или будущих этапах раскрытия вашего потенциала.

Выявите лакуны

Возможно, вы чувствуете, что восприятие вас окружающими расходится с реальностью, но в чем именно? Что такого они видят или не видят в вас, что вы хотите изменить? По каким высказываниям вы понимали, что люди неверно представляют, с кем имеют дело, или все еще видят в вас того, кем вы были прежде? Важный момент: уверены ли вы, что они ошибаются, а вы правы, а не наоборот? На этом этапе будет полезно узнать честное мнение близких друзей и коллег — а также проверить, что пишут о вас в интернете. Спросите себя: если бы это прочел незнакомый со мной лично человек, какое впечатление обо мне у него сложилось бы? Кстати, вы можете задать эти вопросы генеративному ИИ вроде ChatGPT или Perplexity. Если вы верно составите промпт, эти гигантские языковые модели достаточно точно определят, что подумает большинство, получив такие-то и такие-то данные. Как отмечает Томас в своей последней книге «I, Human: AI, Automation, and the Quest to Reclaim What Makes Us Unique», ИИ вполне можно использовать как коуча. Уяснив в подробностях, чем именно ваш идеальный образ отличается от реального (возможно, люди думают, что вы практик, а не стратег, или вечно воспринимают вас как помощника, а не руководителя), можно перейти к выработке плана по преодолению этой разницы.

Разработайте тактический план

Нельзя изменить свой бренд за один день — вам придется раз за разом показывать людям свое новое «я». Создать новую идентичность можно и сразу, необязательно делать это пошагово. Но вот убедить людей в том, что вы теперь другой, мгновенно не получится. Продумайте, какие неверные представления о вас сформировались у окружающих, и показывайте себя с нужной стороны. Если вы развили навыки публичных выступлений, чаще упражняйтесь в питчинге и выступайте на деловых встречах, чтобы продемонстрировать широкому кругу зрителей свои раскрывшиеся таланты. А если в вас видят лишь исполнителя, открыто признавайте, что помогли разработать стратегию компании (если это правда), — а вот вызываться реализовать ее можно не так активно.

Проявите стратегическое терпение

Каждому из нас хотелось бы побыстрее утвердиться в своем обновленном бренде — но, как показывает Дори в своей книге «Игра вдолгую», нам часто необходимо «стратегическое терпение». И не потому, что хорошо уметь степенно ждать, — просто большинство масштабных целей, от повышения по службе до привлечения крупного корпоративного клиента и приобретения репутации эксперта, почти всегда требуют времени. Попытки срезать углы или взломать систему, хоть и очень популярны, редко имеют здесь успех.

Терпение потребуется еще и для того, чтобы мнение людей о вас успело подстроиться под ваш новый образ. Это тоже происходит не вдруг. Ваши родные и близкие привыкли думать о вас в определенном ключе («Моя жена — адвокат») — и изменение вашего статуса может повлиять на их самоидентификацию. Корректировать представление о самом себе порой непросто.