читайте также
Калинда работала на высокооплачиваемой должности в инвестиционной компании и жила за пределами Бостона со своим женихом. После работы они оба любили устраивать пробежки в парке, расположенном возле их дома, а по выходным кататься на велосипедах или лыжах. Проблема была в том, что Калинда слишком много работала и не всегда успевала как следует насладиться активным отдыхом.
С каждым днем она все больше ненавидела свою работу и вот однажды решилась пойти на собеседование в небольшую фирму. Ей предложили зарплату, составляющую всего 60% от той, что она получала в своей компании. Зато работа на новом месте предполагала гибкий график и возможность стать партнером в течение трех лет, что безусловно отразилось бы и на последующих бонусах. В конечном итоге она решила, что это слишком рискованно, и не стала менять работу.
Филипп устал вечно скитаться по съемным квартирам. Его риелтор нашла для него отличные апартаменты в доме, где когда-то находился хлопчатобумажный комбинат в Провиденсе, штат Род-Айленд. Она также обратила внимание Филиппа на то, что это здание располагается рядом с новым офисным центром, куда недавно перебралась компания, занимавшаяся разработкой мобильных приложений. Эту фирму, по словам риелтора, ожидал бурный рост, а значит и создание новых рабочих мест. Это, по мнению риелтора, должно было повлечь за собой рост спроса на недвижимость в округе и увеличение ее стоимости. Филипп подумал и решился на покупку.
В 2008 году половина акций, которыми владел Дин, превратилась в пыль. Боясь потерять все свои деньги, в 2009 году он продал все остававшиеся у него на руках ценные бумаги. Два года спустя он так и не инвестировал ни цента ни в один проект и продержал все свои средства в банке. В конце концов, Дин послушался одного совета и решил вложить большую часть своих денег в золото.
В описанных ситуациях Калинда, Филипп и Дин считали свои возможные активные действия крайне рискованными. У меня была возможность поговорить со многими экспертами о том, что же такое риск, и я пришла к выводу, что хотя большинство из нас считает свое поведение в тех или иных обстоятельствах крайне рискованным, порой то, что мы считаем безопасным, таит в себе куда больше неопределенности, чем нам кажется на первый взгляд.
Такое ощущение реальности рождается потому, что безопасность обычно включает в себя некое комфортное для нас условие: хорошая работа, стабильный брак или устойчивый курс валют. Сложность же в том, что в жизни мало что на самом деле постоянно. Любое изменение в мире — это правило, а не исключение. И все же мы ведем себя так, как если бы текущее положение вещей оставалось раз и навсегда неизменным.
Итак, Дин сделал ставку на золото и приобрел его на пике стоимости. В итоге он теряет 35% вложенных средств, когда цена на благородный металл падает. Филипп переезжает в новые апартаменты, но дела у компании, арендовавшей офис по соседству, начинают идти не лучшим образом сразу после того, как корпорация Apple запускает аналогичные приложения для новой версии iOS. Спустя пять лет офисные помещения бизнес-центра заняты лишь наполовину, и вместо ожидаемого стремительного роста стоимость квартиры Филиппа падает на 20%. Что же касается Калинды, то через год после того, как она отклонила предложение о работе в той самой маленькой фирме, она попадает под сокращение штатов у прежнего работодателя. Спустя девять месяцев она все-таки находит работу в компании с сопоставимой зарплатой, но с куда более скромными карьерными перспективами.
Я встречала очень многих людей, которые сталкивались с подобными неудачами и опускали руки. «Никто не может предсказывать будущее!» — говорили они. Да, это правда, но есть несколько простых стратегий, которые мы могли бы использовать, чтобы максимально выигрывать при оценке всех рисков.
Например, если бы Филипп получше изучил рынок недвижимости, то легко бы обнаружил, что предложения о сдаче жилья и помещений в аренду в районе Провиденса явно превышали спрос. И уж тем более ему не нужно было рассказывать о том, что корпорация Apple вот уже много лет активно занимается покупкой популярных приложений небольших фирм-разработчиков. В этом случае Филиппу не стоило оценивать управленческие навыки гендиректора компании-разработчика приложений. Надо было просто поинтересоваться общим уровнем занятости в этом районе и тем, есть ли спрос на новое жилье. Принимая во внимание полученную информацию и те факторы, которые могут негативно отразиться на рынке жилой недвижимости, Филиппу следовало бы посерьезнее задуматься над этим «выгодным» предложением и вложить свои деньги во что-то более перспективное.
Дин, как ему казалось, тщательно проанализировал сложившуюся ситуацию, но его информация была получена из недостоверных источников. Грамотный специалист по финансовому планированию мог бы посоветовать ему не продавать остававшиеся у него на руках ценные бумаги в самый разгар кризиса или же реинвестировать деньги, диверсифицировав пакет. Вкладывать все свои средства в золото, которому свойственна сильная волатильность, было глупой затеей. Дину не стоило полностью полагаться на мнение «эксперта» в этом, да и в любом другом вопросе.
Что касается Калинды, то сейчас она, конечно же, признает, что ей следовало обратить более пристальное внимание на риски, связанные с карьерой у ее прежнего работодателя: увеличение расходов на операционную деятельность предприятия и отрицательные финансовые результаты. Сокращение штатов было и так запланировано, но Калинда попросту закрывала глаза на эти факты. Теперь она наконец-то убедилась, что и статус-кво не дает никаких гарантий, а ничегонеделание может таить в себе гораздо больше рисков, чем решительные действия.
Тем из нас, кто утверждает, что не любит рисковать, все-таки стоит обратить внимание на некоторые из этих вариантов: продумать возможные сценарии и последствия активных действий, полагаться на мнения и оценки, полученные из надежных источников, и пересмотреть свое представление о статус-кво.
Конечно, невозможно полностью застраховаться от всех рисков, но ощущение предстоящего фиаско из-за предпринятых действий может оказаться всего лишь иллюзией. Мы должны признать и бесстрашно принять возможность любых непредвиденных изменений в наших компаниях, на рынках, в развитии технологий и даже в личной жизни и после этого двигаться вперед.
Об авторе. Карен Файрстоун (Karen Firestone) — президент и гендиректор Aureus Asset Management, финансовой компании, консультирующей частных лиц, семьи и некоммерческие организации. До основания фирмы она в течении двадцати двух лет работала фондовым менеджером и аналитиком в инвестиционной компании Fidelity Investments.