Бизнес после эпохи роста | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бизнес после
эпохи роста

Автор: Спет Густав Джеймс

Бизнес после эпохи роста

читайте также

Что делать, если сотрудники вас боятся

Нихар Чхая

Бизнес-практикум. 7 декабря 2010г.

Трансформация без транспарантов

Аслан Царикаев

Коучинг — ключ к себе

Марина Мелия

Руководители компаний обычно строят свои расчеты на том, что общий объем деловой активности в их странах (если не считать недолгих периодов спада) может, а то и должен постоянно нарастать — хотя все больше людей видят в росте экономики угрозу окружающей среде и другие малоприятные побочные эффекты. Времена меняются, и руководителям пора привыкать к мысли о наступлении новой эры — «после эпохи роста».

Неограниченное увеличение ВВП, как и неконтролируемый рост населения, не сулит нам ничего хорошего. Тем не менее в мире до сих пор все думают, что чем быстрее растет экономика, тем лучше. Но ведь рост создает больше проблем, чем решает: усугубляется безработица, из-за строительства промышленных предприятий ухудшается экология, меняется облик городов и поселков, у людей пропадает ощущение корней, страдает их душевное здоровье. Страны яростно соперничают за доступ к энергоресурсам и другому сырью. За всем этим стоит навязанная нам производителями идеология потребления: она создает ложные ориентиры и уводит прочь от истинных нужд общества и человека.

Развитые страны вступят в эпоху «после роста» довольно скоро. Значит, нашу работу, окружающую среду, интересы государства и отдельных сообществ уже не будут приносить на алтарь ВВП, а иллюзорная перспектива экономического подъема не будет затмевать собой подлинные чаяния общества. Потребительства станет меньше, мы вновь обратимся к ценностям, которыми столь долго пренебрегали, и качество жизни улучшится.

Экономический кризис уже сейчас заставляет нас жить проще. Люди опомнились и перестали безудержно тратить и приобретать (хотя бы потому, что денег стало меньше). Им снова открылось главное: самого дорогого не купишь в торговом центре — более того, не купишь нигде. Теперь мы знаем, что господство материальных благ и счастье — вещи несовместные.

Если мы хотим, чтобы рынок работал на общество, то в цену любого товара следует закладывать все затраты на охрану окружающей среды и социальные издержки. Установив адекватные цены на энергию и другие ресурсы и продукты, важно сделать все, чтобы эти ресурсы и продукты были доступны людям (например, выдавать субсидии и более справедливо распределять доходы). Бизнесу нужно учиться жить в гармонии с обществом и окружающей средой. Конечно, даже в обществе «после роста» многое должно «вырасти»: хорошие рабочие места, доходы бедных, «зеленые» технологии, доступная медицина, система социального страхования для безработных, пожилых и нетрудоспособных, инвестиции в инфраструктуру и природоохранные программы. Все это невозможно без пересмотра государственной политики. Особенно важны меры, которые не только сдерживают рост, но и направлены на благо общества и защиту окружающей среды. Речь идет, например, о сокращении рабочей недели и увеличении отпуска; о более жесткой охране труда, гарантии занятости, социальных пакетах для всех; об ограничении на рекламу; о создании корпораций XXI века, в которых у сотрудников будет не меньше прав, чем у акционеров; о бескомпромиссной защите окружающей среды, здоровья людей и прав потребителей; о достижении экономического и социального равноправия; о расширении спектра общественных услуг; о программах, связанных с высоким приростом населения в США и за рубежом.

«После роста» будут развиваться и компании, но, разумеется, не все. Конкуренция усилится, предприниматели начнут внедрять новые технологии и создавать новые бизнес-модели — в том числе, чтобы учитывать нужды общества и способствовать восстановлению природного равновесия. И конечно, экономический рост должен продолжиться в бедных странах, ведь именно там в жестокой нищете живет половина населения планеты. Этим государствам просто необходимо выйти на путь устойчивого развития во благо человека.

В ближайшие годы миру придется решать неотложную задачу: создавать новую экономику — экономику заботы о человеке, сообществах и природе. Все это должно стать главной целью хозяйственной деятельности, а не полезным побочным продуктом роста ВВП, расширения рынков и умеренного регулирования. Трудность в том, что предстоит не просто восстановить экономику, но полностью перестроить ее.