Обойдемся без хамов | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обойдемся
без хамов

Культура организации

Автор: Роберт Саттон

Обойдемся без хамов

читайте также

Великие новаторы создают будущее, управляют настоящим и что-то забывают из прошлого

Виджей Говиндараджан

«Почему наши дети ничего не хотят?»

Елена Рососская

Оборотная сторона неудачи

Майкл Стефан

Как понять, что вас скоро уволят

Сьюзан Пепперкорн

Есть один, простой принцип, помогающий существенно оздоровить организацию. О нем много говорят, но мало пишут. Этот принцип гласит: “Никаких засранцев!” Прошу прощения за грубое выражение - возможно, вы предпочитаете называть таких людей самодурами, хамами, вздорными или бессердечными типами, деструктивными нарциссами и т. д. Некоторые исследователи человеческого поведения, сталкиваясь с подобными экземплярами, говорят о таких психологических нарушениях, как об “устойчивом проявлении враждебности в вербальной и невербальной форме, не переходящем в физический контакт”. Как бы то ни было, бесстрастные термины не передают ощущения страха и неприязни, которое остается после общения с этими людьми. В общем, когда при мне какой-нибудь злобный тип оскорбляет и третирует окружающих, на ум приходит именно то слово, которое я употребил вначале.

Впервые я наблюдал упомянутый принцип в действии лет пятнадцать назад. На заседании кафедры обсуждался вопрос о приглашении на работу нового профессора, и один из преподавателей назвал имя известнейшего исследователя. Другой решительно возразил: “Его нельзя брать, будь он даже лауреатом Нобелевской премии. Такой разрушит наш коллектив”. С тех пор принцип “Никаких засранцев!” у нас прижился, и надо сказать, что кафедра сильно от этого выиграла.

За прошедшие годы мне встречались и другие примеры использования этого принципа в организациях. Юридическая контора McDermott, Will & Emery (Чикаго) долгое время была – и, вероятно, остается до сих пор – более привлекательным местом для трудоустройства, чем многие ее конкуренты, и прибыли у нее в последние годы были весьма значительные. Аналитики из онлайнового агентства Vault, предоставляющего информацию о рынке труда, провели исследование и обнаружили, что в McDermott уже давно применяется правило из серии “Никаких засранцев!”. Оно гласит: “Вы не имеете права кричать ни на свою секретаршу, ни друг на друга”. Правда, то же исследование выявило, что в последнее время контора быстро разрасталась и об этом правиле стали иногда забывать.

Еще одна юридическая фирма, Snell & Wilmer из города Феникса, вручает своим временным партнерам-практикантам письменный меморандум с таким напутствием: “В нашей компании действует правило “козлов не держим”. Это значит, что умение общаться с другими практикантами, а также прочими сотрудниками будет учтено при выведении вашей окончательной оценки”.

Президент компании, разрабатывающей программное обеспечение, рассказал мне о существовании в его организации аналогичной практики: “Я постоянно напоминаю своим сотрудникам о необходимости следить, чтобы хамоватые типы к нам не попадали”.

Подобные правила относятся не только к подбору сотрудников. Речь идет также о культуре организации и о том, какие личные особенности помогают человеку выжить и продвинуться в корпоративной среде. В каждом из нас, где-то в глубине, живет такой засранец, ожидая, когда ему будет позволено выйти наружу. Дело в том, что в некоторых организациях люди, особенно “звезды”, то и дело оскорбляют окружающих, и это им сходит с рук, а то и поощряется. Но есть места, где подобного хамства не прощают даже тем, кто обладает властью или способен принести организации прибыль.

Разумеется, во всем, что касается таких правил, есть значительная доля субъективности. Одного и того же человека кто-то сочтет грешником, а кто-то – святым. Но я знаю, по крайней мере, два признака, позволяющих определить принадлежность человека к категории засранцев. Первый: после общения с этим человеком люди чувствуют себя подавленными и униженными, их самооценка резко снижается. Второй критерий: человек регулярно направляет свою злобу против тех, кто слаб и беззащитен, и практически никогда – против обладающих властью или влиянием. Именно разница в отношениях с сильными и слабыми является важным мерилом человеческих качеств.

В заключение скажу вещь несколько неожиданную: для организации самым лучшим было бы правило “Держим ровно одного засранца”. Изучение отклонений от поведенческих норм показывает, что постоянное наличие примера аномального поведения, являющегося объектом неприятия, презрения и порицания, заставляет всех остальных тщательнее следовать писаным и неписаным нормам. Я не слышал, чтобы какая-нибудь компания специально нанимала такого показательного хама. Но мне приходилось работать в организациях, случайно получивших одного-двух таких типов и даже позволявших им продвинуться по службе. Эти образчики невольно демонстрировали остальным, как не надо себя вести. При устройстве на работу люди обычно прячут свои недостатки и проявляют их лишь потом, иногда уже успев занять должность партнера юридической фирмы или профессора университета. Так что, придерживаясь правила, исключающего проникновение хамов в организацию, можно тем не менее получить одного-двух, которые и будут служить “примером”.