Россия — благоприятная страна для технологических стартапов? | Большие Идеи

・ Феномены

Россия — благоприятная страна для
технологических стартапов?

По материалам «Debate Night», прошедшей 23 апреля 2013 года при организационной поддержке HBR —Россия.

Авторы: Андрей Мовчан , Фаге Сергей

Россия — благоприятная страна для технологических стартапов?

читайте также

Как лидеры расходуют свой самый ценный ресурс

Майкл Портер,  Нитин Нория

Проверка на вовлеченность: о чем на самом деле думают ваши сотрудники

Шэрон Оливье,  Эми Брэдли

Деликатный таргетинг

Барас Кейт,  Ким Тами,  Лесли Джон

Время цифровых костров: как достучаться до тех, кто не любит Facebook

Сара Уилсон

НЕТ.

Андрей Мовчан

Цифры говорят сами за себя: в России объем инвестиций в стартапы на доллар ВВП в 20 раз меньше, чем в Израиле, и в 14 раз меньше, чем в США; инкубаторов — в 35 раз меньше, чем в Германии. (Это если считать инвестиции «Роснано» и «Сбербанка». Если нет — разрыв увеличивается еще в три раза.) Порядка 80% — ИТ-стартапы, из них подавляющее большинство — онлайн-торговля и реклама, бизнес-копии компаний из США, Израиля и Европы.

Причин того, что страна практически перестала производить новые технологии, множество: архаичная система права и неэффективное правоприменение, чудовищные масштабы коррупции, отток талантливых профессионалов и частного капитала, переходящий в бегство, отсутствие интеграции в мировое научное сообщество, неприлично низкое проникновение английского языка. Но первопричина — сочетание ресурсоориентированного характера экономики с государственным монополизмом.

В России квазимонополии, принадлежащие близким к власти магнатам, постоянно побеж­дают в конкуренции за финансовые ресурсы и контролируют рынки труда. Они выигрывают конкуренцию на внутреннем рынке за счет сверхвысокой маржи от углеводородов, дешевых и «неумных» государственных денег, привилегированного положения. Их топ-менеджмент, иногда занимающий свои посты благодаря родственным связям или повышенной лояльности, не способен сдержать рост издержек, проявляющийся в раздувании штатов, неадекватном росте компенсаций и коррупционных потерях. Неэффективность вызывает постоянный рост тарифов. Рост ­тарифов ­вызывает инфляцию. Инфляция — рост процентных ставок, удорожание денег, прежде всего, для малого бизнеса и стартапов, сокращение горизонтов инвестирования у тех, кто ориентируется на маржу и скорость нефтедобычи.

Эта ситуация еще и лишает технологические сектора, учебные заведения и стартапы кадров. В США 46% населения готовы открывать собственное дело, в Европе — более 30%, в странах БРИКС — в среднем 21%, в России — только 2,2%. Подавляющее большинство (90%) выпускников российских вузов хотят работать на государство — в Газпроме, налоговой полиции или ФСБ. Молодые специалисты уходят на административную работу — в госкомпании, банки или монополии: там можно много зарабатывать (как в США или Швейцарии, хотя в России ВВП на душу населения в разы ниже) и мало работать. Набрать команду даже для ИТ-бизнеса сложно — в ИТ-департаментах корпораций начальники отделов получают во много раз больше, чем университетские профессора. А в стартапе их ждет долгая работа за маленькие деньги, узкий российский рынок, инвесторы, чьи требования по доходам и скорости возврата жестче, чем где-либо в мире, и множество рисков, в том числе правовых. В стартапы идут пассионарии, которым чужда модель российской экономики. Они легко мигрируют туда, где «лучше». В Силиконовой долине более 200 000 наших соотечественников. Они и пара миллионов талантливых и энергичных менеджеров госкомпаний и банков могли бы сделать Россию страной инноваций и технологий. Но не сделают. Если тренд продолжится, скоро в России даже при создании всех условий заниматься стартапами будет некому.

Сергей Фаге возражает:

Андрей строит аргументацию в основном вокруг российских макротенденций, но многие из них не имеют отношения к построению успешной компании. В России для этого есть все возможности. Во-первых, Москва — один из крупнейших городов в мире, здесь сосредоточено огромное ­количество лучших технических специалистов. Во-вторых, в России много богатых людей и профессиональных инвесторов, которые готовы вкладываться в перспективные проекты. И, в-третьих, русскоговорящий рынок сопоставим с американским по количеству людей и превышает все европейские по количеству интернет-пользователей. Очевидно, у нас есть другие трудности, но они преодолимы. Проблемы существуют в любом городе любой страны. Я создавал бизнесы в Лондоне, Сан-Франциско и могу с уверенностью сказать: в России есть все условия, чтобы строить большой бизнес.

ДА.

Сергей Фаге

Раньше мне часто задавали вопрос: «Почему вы вернулись из Кремниевой долины в Россию, неужели вы верите, что здесь можно построить бизнес?». И я с уверенностью могу ответить, что в России есть все возможности, для того чтобы создать успешный стартап, собрать лучшую команду и стать лидером на локальном рынке.

Во-первых, в России есть отличные разработчики, которые являются ключевым и наиболее дефицитным ресурсом для интернет-компаний. В России множество талантливых технических специалистов и очень мало организаций, которые знают, как привлечь и мотивировать их. В то время как, например, в Кремниевой долине компании дерутся за разработчиков. Чтобы привлечь лучших людей, нужно создать рабочие условия, ориентированные на результат, а не на процесс. Например, ввести свободный график, чтобы человек мог приходить и уходить в течение дня, когда ему удобно, если он делает свою работу хорошо. Или выделить сотруднику 20% времени на разработку собственных проектов, не относящихся к вашей компании. Это позволит производить высококачественные продукты быстрее и лучше, чем при обычных условиях, которые, кстати говоря, существуют в 95% российских компаний.

Во-вторых, в России очень привлекательный уровень конкуренции и рынка. Здесь масса рынков, которые никем не заняты, притом что на всех других подобных больших рынках уже имеются компании с миллиардной капитализацией. В России эти рынки открыты. Например, индустрия онлайн-бронирования отелей — это огромный рынок, в то время как в России почти 90% отелей бронируется офлайн, рынок онлайн пока приравнивается к 8% против 40% в США, 20—30% в Европе и в других странах. Мы считаем, что в России нет сильной локальной конкуренции и существует только один международный игрок. Но история других рынков показывает, что глобальные компании, как правило, проигрывают на развивающихся рынках онлайн-тревел, так как у них нет локального маркетинга, инвентаря и они не могут предоставлять своим клиентам качественный сервис. Локальный игрок имеет преимущество перед глобальным, потому что лучше разбирается в местном рынке.

В любой стране, в которой ты начинаешь создавать стартап, у тебя есть три основных риска. Первый — риск рынка: либо есть рынок, на который нацелен твой продукт, либо его нет. Если рынка нет, то не важно, насколько ты умен и опытен, все равно ничего не получится. Второй — риск продукта: если рынок есть, но твой продукт для него не подходит, то ничего не выйдет. Третий — риск команды: есть продукт, есть рынок, но команда не понимает, каким образом продукт ввести в жизнь, и проигрывает. В Кремниевой долине, например, первые два риска очень высоки. В России это не так. Команд, которые могут поднимать большое финансирование, правильно структурировать рабочий процесс, собирать вокруг себя отличных разработчиков, здесь тоже меньше. Поэтому в России более низкие риски и более благоприятные условия, чем в любом другом месте, для того чтобы начинать стартап.

Андрей Мовчан возражает:

На самом деле в России не так много хороших специалистов, и в массе своей они сильно «переплачены». Полное отсутствие статистики в статье — хороший признак «иллюзорности» тезиса. Кроме того, в России низкая конкуренция именно потому, что условия для развития технологического бизнеса отсутствуют. На камнях растет мало деревьев — не значит же это, что камни — плодородная почва и надо срочно засаживать их новыми саженцами? То, что уважаемый коллега, надеюсь, сможет вырастить свой бизнес на этих камнях — прекрасно, но это — скорее исключение. России нужны не одиночные успехи (о которых так легко рапортовать, но погоды они не делают), а десятки тысяч успешных бизнесов и высокая конкуренция — обеспечивающая качество, снижающая цены, увеличивающая конкурентоспособность. Этого не будет, пока не произойдет масштабных изменений в стране.