Цифровой самиздат | Большие Идеи

・ Феномены


Цифровой самиздат

Вытеснит ли «авторское» издание электронных книг традиционные издательства?

Автор: Владимир Рувинский

Цифровой самиздат

читайте также

Самое интересное за 2019 год от Harvard Business Review Россия

4 способа создать продуктивную культуру продаж

Фрэнк Сеспедес

Когда говорить «нет» своим клиентам

Лиор Арусси

Какой из вас предсказаталь?

читайте также

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

В 2013 году писатель Дмитрий Глуховский провел беспрецедентный эксперимент: бесплатно опубликовал свой новый роман-антиутопию «Будущее» в социальной сети «ВКонтакте». Расчет был на то, чтобы о книге, которая не была похожа на прежние его произведения, а главное — должна была выйти в бумажной версии только через несколько месяцев после появления в интернете, узнало и, в идеале, заинтересовалось как можно больше людей.

Но сначала ему надо было уговорить на это издательство АСТ, которое и готовило к печати «Будущее». Книжные магазины, в свою очередь, не хотели рекламировать роман: мол, все равно его не купят, раз он есть в интернете. «Бесплатной публикации сопротивлялась вся отрасль», — резюмирует писатель. Расчет Глуховского оказался верен: бумажная книга вышла общим тиражом около 100 тысяч экземпляров. И расходится неплохо. «И то, что люди покупают бумажную версию, дорогого стоит, — говорит он. — Скорее всего, роман они прочитали в интернете и решили таким способом сказать мне спасибо».

Продает Глуховский и электронную версию. Но считает, что выгоднее это делать за рубежом. «В Штатах я сам опубликовал на Amazon свой первый роман “Метро 2033” на английском — в электронном виде и в виде print-on-demand, за полгода продано около 15 тысяч копий. И поскольку роялти электронных книг [до 70%] в несколько раз превосходят роялти традиционных [5—10%], эти деньги позволяют жить».

Издателям США электронные книги принесли в 2012 году $3,04 млрд (или 20% всех книжных продаж). В России доля выручки цифрового книгоиздания составляет пока менее 1% (135 млн рублей в 2011 году). Продажи электронных книг в России ежегодно удваиваются, а печатных — неуклонно падают. Авторы и издательства понимают, что эра электронного книгоиздания, уже наступившая в Европе и Америке, не минует и Россию. Но пока оно остается в большей степени полем для экспериментов.

Заработать самому

В марте 2013 года американец Мэтью Мэтер самостоятельно опубликовал свой роман «CyberStorm» на платформе Amazon и там же начал продавать его за $3. Неожиданно продажи очередной апокалипсической страшилки, на этот раз об атаке на глобальную электронную инфраструктуру, рванули вверх, в том числе благодаря продвижению самой Amazon, которая поддерживает и развивает электронный самиздат (составляет рейтинги, рекламирует наиболее заметные произведения, привлекает в систему самиздата известных авторов). Уже через три месяца, в июле, права на экранизацию романа купила кинокомпания 20th Century Fox — сейчас идет работа над сценарием. К августу было продано 120 тысяч копий романа, Мэтер заработал свыше $300 тысяч.

В России такое пока невозможно. Причин много, и одна из них в том, что у нас пока нет своих крупных площадок, на которых авторы могли бы самостоятельно публиковаться — и зарабатывать в обход издательств. У Amazon есть система Amazon Kindle Direct Publishing, позволяющая редактировать текст, конвертировать в нужный электронный формат и продавать произведение на Amazon и в магазине фирменных ридеров Kindle Store. При этом автор сохраняет права на книгу и получает в зависимости от цены и страны, где они приобретаются, 35—70% выручки (в России электронные магазины обычно платят издательствам 50% выручки, авторам — до 30%).

Самиздатовские системы есть и на других глобальных книжных интернет-площадках: американских Google Books и Barnes & Noble, нацеленной на Европу канадской Kobo. Россияне, конечно, могут на них публиковаться, но там нет полноценной поддержки кириллицы, да и мало кто идет туда за книгами на русском языке. Один пример: Сергей Лукьяненко, сверхпопулярный в России автор, по его словам, продал на Amazon лишь 55 экземпляров своего романа «Новый дозор» — и получил $204. То есть заработать на электронных книгах на русском языке пока проблематично, по­этому и авторы, и издательства предпочитают работать по старинке, «в бумаге».

В России, конечно, существуют интернет-площадки вроде Proza.ru и Stihi.ru, на которых любой желающий может выложить свои творения — но бесплатно. К тому же авторов там — сотни тысяч, а произведений — десятки миллионов. Найти среди графоманских строк что-нибудь стоящее непросто. Бывает, автор — как, например, поэты Геннадий Каневский и Ксения Маренникова — получает признание и его работы появляются в печати. Но это скорее исключение. История народного и коммерческого успеха по-российски выглядит иначе: сначала тексты в блоге, и потом, если тебя заметят издатели, бумажная, а теперь и электронная книга. Именно так начинал Дмитрий Глуховский, публикуя в 2002 году по главам будущий бестселлер «Метро 2033» у себя в блоге «Живого журнала» и на своем сайте. Это был первый подобный опыт в России. Благодаря острому сюжету, участию в онлайн-редактуре читателей роман широко разошелся в сети, и его в 2005 году издало на бумаге «ЭКСМО», а в 2007 — ­«Популярная литература». Но у Глуховского был роман, то есть цельное произведение. Сейчас же «бумажные» издатели выпускают и просто записи в блогах, если они пользовались известностью. Последний пример — изданные «ЭКСМО» на бумаге «Записки prostitutki Ket», собрание записей одноименного блога ЖЖ. В электронном виде ее опубликовал «Литрес», интернет-магазин и издатель цифровых книг, который договаривается о правах с печатными издательствами.

Все российские специализированные интернет-площадки, продающие электронные книги, вроде «Литреса», «Аймобилко», «Озона», Bookmate.com работают только с уже вышедшими или выходящими на бумаге книгами, подготовленными к печати традиционными издательствами. Либо сотрудничают с посредниками, этакими мини-издательствами из нескольких человек, которые редактируют, корректируют, верстают и оформляют книгу для публикации в цифре. «Мы не можем пока в рамках нынешней бизнес-модели редактировать тексты, делать обложки, решать проблему плагиата и других рисков — порнографии, экстремизма и пр. Для этого мы должны функционировать как полноценное издательство», — говорит Сергей Анурьев, гендиректор «Литреса», занимающего, по данным самого «Литреса», 54% рынка цифровых книг в России. Пробовал, но отказался напрямую работать с авторами и «Озон». «Слишком хлопотно: много бумажной работы, договоров и тому подобного», — поясняет директор цифровых продаж Михаил Осин. «Литрес» редко, но делает исключения, уточняет Анурьев: «Если к нам придет топовый автор, мы сами его возьмем, так как у него есть опыт работы с издательствами: он знает и может соблюдать требования, которые они предъявляют». Но новичкам, желающим опубликоваться в интернете, прямой путь к посредникам.

Кристина Ятковская, сотрудница издательства «Манн, Иванов и Фербер», пишет с восьми лет. Она участвовала в конкурсе «Дебют» и вошла в лонг-лист 2006 года сотни лучших начинающих писателей. Кристина отправляла свои рассказы в несколько издательств, но пока ими никто не заинтересовался. «И я подумала, что электронная книга — это должно быть дешево и просто», — вспоминает она. Кристина нашла компанию «Неформат»: «В чем их помощь: автор высылает текст в Word’е, они из него делают форматы под разные платформы, корректуру, верстку и распространяют книгу в интернет-магазинах». Кристина заплатила за услуги около 6 тысяч рублей, сборник ее иронично-философских рассказов «Сыр» компания выставила на продажу на российском «Литресе» (50 рублей) и на американских Amazon ($0,99), Google Play Book (55 рублей), Apple Book Store, а также на канадских и других европейских площадках. Пока Ятковская заработала 415 рублей.

«Неформат» — это творческое объединение авторов и издательских работников, которое управляется из Канады, где его представляет издательство Accent Graphics Communications (AGC). Оно берет на себя юридическую сторону взаимоотношений с авторами, издателями, интернет-площадками. Корректоры, редакторы, художники работают в России сдельно. Как пояснил директор AGC Александр Минц, проживающий в Монреале, из-за рубежа удобнее заниматься электронной книготорговлей. Во-первых, все американские торговые площадки, в том числе Google Play Book и Apple Book Store, с которыми в том числе работает Минц, с середины 2013 года требуют от продавцов налоговой регистрации в налоговой службе США. Иностранцам, чтобы получить налоговый номер, придется заполнить кипу документов. А во-вторых, магазин Google Play Book, хотя и имеет кириллический раздел для российского рынка, ограничивает круг продавцов. Продавать книги на этой площадке разрешено только гражданам восьми стран: всех англоязычных плюс Франции и Германии. То есть из России выставить на продажу книги в Google Play Book нельзя. «Видимо, потому, что все юридические вопросы компании удобно решать в этих странах», — говорит Александр.

По словам Минца, в зависимости от объ­ема услуг «Неформат» берет за свою работу до $300 и перечисляет авторам все деньги, полученные от продаж книг в иностранных и российских интернет-магазинах. Из Канады это делать удобно, так как для торговли, скажем, на Amazon в США нужно иметь счет в американском банке. Гражданину Канады открыть его проще, чем россиянину. Впрочем, есть и другие условия. Например, авторы зарегистрированного в Чехии электронного издательства Animedia за услуги — редактуру, корректуру, дизайн обложки, верстку, размещение книги в интернет-магазинах — могут и не платить. Но тогда издательство забирает у них часть выручки — обычно 50%. Тем же, кто готов заплатить, посредничество Animedia обойдется в €199—300. Один из владельцев Animedia, проживающий в Праге Михаил Решетников, говорит, что спрос на их услуги растет: к ним обращаются не только авторы, но и российские издательства, не умеющие работать на цифровом рынке.

Выход в соцсети

Дмитрий Глуховский так объясняет свое решение бесплатно опубликовать роман «Будущее»: «Моя личная мотивация — найти заранее, до того как книга выйдет в печати, людей, которым она будет близка, которые будут ее ждать». Как уточняет писатель, идею романа он вынашивал 15 лет, и он совершенно не похож на его предыдущие книги и не рассчитан на тех, кому нравилась серия о метро: «Это довольно жесткая книга, для совершенно другого читателя — взрослого, более искушенного. Если бы я не запустил эту вещь заранее, то не набрал бы своих читателей и она бы провалилась».

В поисках аудитории писатель обратил внимание на соцсети. Самой интересной ему показалась «ВКонтакте»: «Там есть уникальный инструментарий для публикаций. Скажем, пишу я в Word’е главу, конвертирую в pdf, публикую, и ее можно прочесть на любом устройстве — мобильных телефонах на базе Android, Apple и на стационарном компьютере. Можно взять с собой и залить куда угодно — это очень просто и быстро делается». Но главное, к анонсу поста с полной версией главы романа Глуховский прикрепил саундтрек, специально написанный для этого, и иллюстрации, созданные художниками для бумажного романа. Кроме того, было общение с читателями, опросы, попытки собрать их прогнозы, как в романе будет разворачиваться действие.

Глуховский встретился с руководителями «ВКонтакте», предложил им идею бесплатной публикации. Они воодушевились, но особой помощи не последовало: соцсеть только внесла сообщество романа «Будущее» в список избранных. Все остальное, говорит Дмитрий, сделал вирусный маркетинг. «Я к книге отношусь как к вирусу, она должна распространяться сама, жить своей жизнью, захватывая новые умы». В течение полугода сообщество книги в соцсети держалось на первом-втором месте по популярности, к началу декабря спустилось на третье, набрав 250 тысяч членов, хотя к тому времени роман уже три месяца как вышел на бумаге.

Глуховский, в отличие от других писателей, уверен, что безвозмездная публикация книги в интернете продажам не вредит. «Например, как только я написал “Метро 2033”, сразу выложил бесплатно в интернете. С 2002 года роман там прочитало около 3 млн человек, это при 600 тысячах экземпляров совокупного тиража печатной версии. То есть можно сказать, что из пяти человек, которые прочтут или ­начнут ­читать текст в интернете бесплатно, один ­может захотеть купить бумажную книгу».

Глуховский перестал публиковать последние главы нового романа «Будущее» в «ВКонтакте» перед началом продаж бумажной версии. И только после выхода произведения в печати он выложил в соцсеть роман целиком. «То есть в коммерческом смысле ставка была сделана на нетерпеливого читателя», — поясняет Глуховский. Впрочем, добавляет он, эта уловка шита белыми нитками. Все равно, как только книга появилась в магазине, ее тут же отсканировали и выложили на пиратских ресурсах.

Сейчас роман в электронном виде продается в «Литресе» за 189,9 рубля, бумажная версия в твердом переплете (которая выходит первой и дороже следующих тиражей в мягкой обложке) стоит на «Озоне» 427 рублей. По сути, Глуховский сам поступил как пират: ведь те, кто хотел прочитать роман до конца, могли и не покупать его на бумаге, а дождаться, когда он целиком появится в «ВКонтакте». Но таких оказалось относительно немного. Опрос, вывешенный на страничке книги «ВКонтакте», показывает, что скачали роман бесплатно 51,8% проголосовавших пользователей. Остальные либо купили сразу (33,9%), либо сперва скачали бесплатно, а потом все-таки купили (14,3%). «Это хороший знак. Я даю людям читать бесплатно, не гонюсь за барышами, не выкручиваю руки, не требую предоплаты, — рассуждает писатель. — Это отход от вымогательской модели и приближение к модели средневековых площадных артистов, которые сначала выступали, и если то, что они делали, понравилось зрителям, то в шапку летели монеты».

По мнению Глуховского, продажи бумажных и электронных книг падают как от засилья небрендированных электронных ридеров, позволяющих читать пиратские копии книг, так и отсутствия борьбы с пиратством. Но касается это, в первую очередь, слабых, «одноразовых» текстов. «Я верю, что если книга хороша, если она царапает душу, заставляет людей рассказывать о ней другим, то она и становится популярной, — говорит писатель. — Как только начинаешь просчитывать продажи, вместо произведения получаешь продукт — неэмоциональный, неискренний, ненастоящий. Брикет из сушеного навоза. Производят такое только люди, которые хотят сейчас сорвать банк. Чтобы тебя и дальше читали, не надо никого обманывать».

Глуховский пошел на эксперимент отчасти потому, что, как уже говорилось, в России пока нет единой платформы, на которой автор мог бы и публиковать, и продавать свои произведения. Ею, теоретически, могла бы стать Amazon: компания весной 2013 года сообщила, что выходит на российский рынок, а возглавит ее российское отделение Аркадий Витрук, в прошлом гендиректор издательства «Азбука-Аттикус». Amazon в России будет торговать в том числе цифровыми книгами. Запуск кириллического раздела планировался на осень, но был отложен. Мегамаркету нужно набрать ассортимент электронных книг, но большая их доля в России выпускается «Литресом» благодаря эксклюзивным договорам с АСТ и «ЭКСМО», двумя крупнейшими издательствами, принадлежащими, как и «Литрес», Олегу Новикову. «Озон», например, сейчас их книги не продает: «Литрес» потребовал неоправданную, по мнению руководства «Озона», годовую предоплату за цифровые книги. Очевидно, что Amazon ждут те же трудности.

Эксперимент Архангельского

Писатель и публицист Александр Архангельский в конце 2012 года решил издать свой новый роман «Музей революции» сначала в электронном виде и только потом — в бумажном. «Для меня ясно, что массовая книга будет электронной, а бумажная станет предметом роскоши. Но как на новом рынке работать, никто не знает», — говорит он. Ему хотелось понять, сколько книг можно продать, сколько на них заработать, мешает ли электронная версия печатной, какие виды самопрезентации эффективны и какие вообще на этом рынке правила.

Права на издание бумажной книги Архангельский передал АСТ, а на электронную — оставил себе. Верстку и макет он заказал российскому электронному издательству «Кабинетный ученый», а распространение в интернет-магазинах поручил американскому — eb00k LLC, с которым заключил договор. Оно, как и канадское Accent Graphics Communications, понадобилось, чтобы разместить роман, в том числе, на американских торговых площадках. Книгу продавали российские «Озон», «Литрес» и Bookmate.com, зарубежные Amazon.com и Apple Book Store. У каждого из них — своя схема и правила продажи, размер вознаграждения авторам. Например, российский сервис Bookmate.com продает не книги, а доступ ко всей библиотеке — за 150 рублей в месяц (такую же схему опробует и «Литрес»). Отчисления издателю, представляющему интересы автора (в том числе — электронному, в случае с Архангельским — eb00k LLC), пропорциональны количеству людей, прочитавших книгу, а также объему прочитанного. Сервис оставляет себе половину выручки. Скажем, если человек прочитал три книги трех издательств, то половина его абонентской платы делится на них троих, а если лишь треть одной книги, то доля издателя уменьшится соответственно. Сколько в итоге получил Архангельский, он не говорит. Но вообще это вопрос договоренностей с авторами.

Всего на издание и рекламу книги Архангельский потратил около двух тысяч евро. На эти деньги был также создан промосайт, посвященный роману. На нем писатель открыл бесплатный доступ ко всему тексту. Архангельский говорит, что он не стремился заработать, надеялся, в идеале, вернуть вложения. Особое внимание он уделил пиратам: в интернете только 10% российских электронных книг лицензионные, все остальные — пиратские.

Стоит отметить, что традиционный и вполне успешный способ борьбы с пиратством во всем мире — защита текстов от копирования с помощью технологии DRM (Digital Rigths Managment). Суть ее в том, что пользователь, купив книгу в интернет-магазине, получает ее, как правило, на фирменное устройство для чтения (ридеры Kindle, Aura, Nook либо iPhone и iPad). Покупатель не может копировать эти книги, а получает лишь возможность открыть их на ограниченном числе других устройств.

В России эта технология не распространена. Ни один крупный книжный интернет-магазин с DRM практически не работает. Исключение, пожалуй, составляет Bookmate.com. В целом, в России с DRM продается (в том же «Литресе» по очень неудобной схеме) лишь 1% электронных книг. «Объясняется это прежде всего спецификой рынка», — утверждает гендиректор «Литреса» Анурьев. Во-первых, за годы становления интернета люди привыкли, что электронные книги — это просто, свободно, бесплатно и мультиформатно. К тому же в середине нулевых появились небрендированные ридеры, позволяющие читать любой, в том числе нелегальный контент. «Поэтому мы не могли себе позволить выйти на рынок с технологией привязки к устройству», — продолжает Анурьев. При этом 100-процентной защиты DRM не дает: книгу можно отсканировать с ридеров, не говоря уже о том, что есть масса специальных программ по взлому. Поэтому в России защиты от книжного пиратства фактически нет.

Архангельский поступил нетривиально — он обратился со своего промосайта к пиратам: «Я предлагаю вам компромисс — вы не берете мой текст в свои библиотеки и на торренты [с сентября 2012 года] до 10 января 2013 года. А я, в свою очередь, передам вам легальное право размещать мой текст на ваших ресурсах с 10 января 2013 года». И, как ни странно, обращение подействовало. «Должен сказать, что это единственная из моих книг, которой не было какое-то время ни на одном пиратском ресурсе, — говорит Архангельский. — Появилась она 30 декабря, немного они не выдержали, но оказалось, и им интересно, что из этого получится».

Электронная книга продавалась три месяца, прежде чем в АСТ вышла бумажная (роман получил литературную премию «Книга года» за 2013 год). Архангельский исходил из того, что электронные книги послужат рекламой бумажным, но оказалось не так. Смысла делать столь большой разрыв во времени между публикацией книги в цифровом и бумажном виде нет. «Он должен быть месяц, максимум — полтора. Но начинать нужно все равно с электронной версии», — считает Архангельский. Бумажный тираж был 3 тысячи, в электронном виде разошлось 2,5 тысячи копий. Архангельский доволен: это лишь в пять раз меньше, чем у Лукьяненко. Все вложенные деньги удалось вернуть и выйти в ноль.

Электронный «Музей революции» стоит у «Литреса» — 99,9 рубля, в «Озоне» — 100, бумажный — 399 рублей. Такое расхождение в цене — скорее маркетинговый ход, чем обоснованное затратами решение. Ведь ценообразование на электронные книги отталкивается от стоимости бумажной версии и диктуется продавцами. «Сейчас наша планка — в среднем 40% от цены бумажной книги в твердом переплете», — говорит Анурьев из «Литреса». Хотя, замечает он, бывает по-разному. На первых порах «Литрес», который работает с 2005 года, старался держать минимальную цену — около 10—15% от «бумажной» цены, считая, что цифровая книга должна стоить не больше $1. Постепенно «Литрес» повышал цену (а значит, и отчисления издательствам), чтобы заинтересовать электронными книгами в первую очередь издателей, которые уже сами рассчитывались с авторами. Но электронная книга стоила в десять раз дешевле бумажной. Как следствие, «электронная» выручка приносила менее 1% от всех продаж книги. Анурьев утверждает, что стоимость книги несильно влияет на продажи. Поэтому «Литрес» время от времени повышает цены. Те, кто готов платить, на цену особо не смотрят. Тех же, кто привык бесплатно скачивать, дешевизной не привлечешь.

Самым выгодным писатель Сергей Лукьяненко считает не «Литрес» или «Озон», ставящие свою наценку, а сервис «Плати.ру». Эта торговая площадка Web Money, на которой любой желающий может выставить свой товар, в том числе книгу. «Плати.ру» берет процент только за обналичивание электронных денег (с учетом комиссий агентов по обналичке — до 7%). Все деньги продавцу, в нашем случае — автору, без отчислений посреднику, выплачиваются и на рекомендательном сервисе «Имхонет», где также продаются книги. Проблема этих сервисов — скудный ассортимент и, как следствие, нестабильные продажи. Совсем недавно Лукьяненко продолжил экспериментировать, выпустив в электронном виде свой последний роман «Застава». Вышедший в печати в издательстве АСТ в ноябре 2013 года тиражом 80 тысяч экземпляров, он стоит в электронном виде 100—130 рублей. По данным самого Лукьяненко, за неделю на разных интернет-площадках было продано 3 тысячи цифровых копий, но они дали лишь 5% от бумажного роялти.

Глуховский считает, что электронные книги займут нишу pocket book — дешевых карманных книг для чтения в дороге. С лицензионными копиями произойдет то же, что с дорогими товарами, рассуждает Архангельский: кто-то покупает оригинал, а кто-то — небрендированные дешевые аналоги, часто произведенные на тех же линиях, но «налево». «Никто из тех, кто может позволить себе приобрести оригинал, не будет покупать левую копию, — уверен писатель. — Люди будут платить за лицензионные электронные книги, особенно если это можно будет делать в один клик».

На книжном рынке выиграет тот, кто введет в книжный бизнес что-то вроде единого проездного на метро, предполагает Архангельский, «некую лицензию на чтение, которая позволит получить книгу в любом формате, и тогда читатель сможет покупать на выбор: либо только электронную, либо бумажную, либо все варианты, но гораздо дешевле, чем по отдельности». Пока эта идея не реализована, многие издатели и вовсе не верят в цифру, считая это очередным модным поветрием. Однако, говорят эксперты, электронная революция в России еще впереди. Все начнет быстро меняться, когда в общих книжных продажах доля электронных книг вырастет до 5%. Такой лакомый кусок издатели не захотят терять. По прогнозам, ждать осталось недолго — до 2015 года.