Что не так с современным искусством? | Большие Идеи

・ Феномены

Что не так с
современным искусством?

Некоторые ученые считают, что возможность наслаждаться искусством, в особенности современным отнюдь не дается нам от природы.

Автор: Ирина Гусинская

Что не так с современным искусством?

читайте также

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

8 правил, которые помогут решить задачу в незнакомой сфере

Елена Манаева

Как Apple сокращает рынок смартфонов

Хуан Пабло Васкес Сампере

Компания раздора

Ирина Пешкова

«Как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!» — так Хрущев говорил на выставке авангардистов в декабре 1962 года. Полвека спустя, в октябре 2013-го, министр культуры Мединский: «Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпичей?». Сразу же поднялась волна выступлений о деградации нашей власти и — шире — общества, неспособных понять произведения современных художников. Но почему их вообще так сложно понять? Почему в отношении современного искусства люди четко делятся на ярых ценителей и отчаянных порицателей?

Обычно, оценивая предмет искусства, мы рассчитываем на наши органы чувств и смотрим на конечный результат, тогда как современное искусство (contemporary art, «современными» принято считать произведения, созданные после Второй мировой) отличается именно сознательным смещением акцента с самого объекта на вкладываемый художником смысл. Некоторые ученые считают, что возможность наслаждаться искусством, в особенности современным, отнюдь не дается нам от природы. Так, профессор психологии Йельского университета Пол Блум в книге «Наука удовольствия. Почему мы любим то, что любим» утверждает, что «удовольствие, которое мы получаем от чего-либо, — это производная от того, что мы думаем об этой вещи. Это верно и для интеллектуальных удовольствий, таких как наслаждение от созерцания картин и чтения, и для удовольствий, которые кажутся проще, — от удовлетворения голода и сексуального желания. В картине важно, кто ее написал; в рассказе — правда это или вымысел; если речь идет о бифштексе, то для нас важно, из мяса какого животного он приготовлен; в сексе на нас серьезно влияют наши представления о том, каков на самом деле наш партнер». Эта теория развивает одну из самых интересных идей в когнитивистике — эссенциализм, согласно которой все вещи в мире имеют незримую сущность, делающую их такими, какие они есть. Поэтому каждый может восхищаться милым пейзажем, но гораздо меньшее число людей найдут прелесть в абстракции — просто потому, что без дополнительных пояснений им неясна сущность произведения.

В выступлении на TEDx Джейн Диф, куратор, написавшая докторскую диссертацию под названием «Извлечение смысла из странности», сравнивает умение понимать современное искусство с умением находить общий язык с собственным ребенком. Если мы поймем, почему нам не нравится его «дурное поведение», то больше узнаем о себе, своих стереотипах, предрассудках и зашоренности, чем об источнике раздражения.

Чтобы «услышать», что хочет донести до нас произведение современного искусства, Диф предлагает:

  1. остановиться и внимательно рассмотреть то, что перед нами. По статистике посетители выставки Дэмиена Херста тратят на разглядывание каждого из его творений не более 5 секунд;
  2. осознать, что именно нам не нравится и почему. Возможно, мы просто не обладаем достаточной информацией, чтобы оценить то, что видим.

Как бы то ни было, любителям современного искусства нравится чувствовать себя «избранными», элитой, понимающими в прекрасном побольше простых смертных. Но не является ли это их «понимание» философствованием на основе кляксы? Блум сравнивает современных художников с комиками: «Многие ненавидят современное искусство именно за то, что не понимают соли штуки». Да, я не понимаю шутки, да и шутки-то, кажется, нет. Поэтому каждый раз, когда речь заходит о современном искусстве, я вспоминаю вот этот пассаж из гениальной книги Николая Носова «Незнайка на Луне»:

Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить.

Читайте по теме: