В осмысленной работе нуждаются не только развитые страны | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В осмысленной работе нуждаются не только
развитые страны

Отрицать ответственность — значит отрицать свободу воли.

Автор: Умар Хак

В осмысленной работе нуждаются не только развитые страны

читайте также

«Harvard Business Review — Россия» №127: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

«Здесь так заведено»

Владимир Вертоградов

6 самых распространенных ошибок в области инноваций

Скотт Энтони

Что делать, если вокруг все плохо

Кристин Порат,  Майк Порат

— Читала я твое эссе! — Руки скрещены, глаза сверкают. — По-моему, ты ничего не понимаешь. Вообще ничего. Совсем. Ничего.

Мы с Софи, одной из моих подопечных, встретились за чашкой кофе в дивный летний денек — для приятной, как я надеялся, беседы.

— Смысл! — пробормотала она, мрачно уставившись в чашку. И, посмотрев на меня, продолжала: — Ты вообще с какой планеты? У меня кредит за образование, кредит за автомобиль, низкооплачиваемая работа, от которой меня тошнит, машину чинить пора, отношения рушатся.

— Смысл! — повторила она. С усмешкой, презрительно. — Это роскошь. Я себе такое позволить не могу и вряд ли когда-нибудь сумею. Тут у нас реальная жизнь, а не золоченая клетка и не башня из слоновой кости. Усек?

Многие из нас, уверен, чувствуют то же самое: в век скудости поиск смысла — непозволительная роскошь, бурный роман, катастрофически обрушивающий тихий и пристойный брак, пустые романтические мечтания, джекпот, где главный приз — несчастье. Еще одно пустое потерянное десятилетие в поисках смысла? Сколько можно искать золото среди обманок, подсунутых жизнью!

Но Софи еще не закончила. «А как насчет обитателя трущоб в Мумбаи? — бросила она вызов, высоко приподнимая брови. — Ему тоже потребен смысл? Пусть роется в помойке — авось, отыщет золотой билет на шоколадную фабрику Вилли Вонка? Не дурацкая ли фантазия — просить тех, кто еле-еле прокармливается, забыть о насущном и искать смысл? Ты что, наполняешь желудок и кошелек смыслом? Мне кажется, смысл — это такая сверхпроблема развитого мира, еще один подсластитель, еще одно: слышь, а какой оттенок кожи выбрать для салона новенького внедорожника, чтоб под цвет моей дизайнерской сумочки?

Ох, поверьте: я — персонаж Криса Рока, который всего-навсего хотел посидеть в баре, а его пытают генетически измененный отпрыск Джона Бейнера, Дик Чейни, призрак Теда Ньюджента вкупе с Дартом Молом.

Мы ведь в большинстве своем — наивные последователи трудов Маслоу, мы признаем теорию мотивации, человеческие ценности, которые так и строятся в полном соответствии с пресловутой пирамидой, вот только более глубокие открытия Маслоу от нас ускользают. Наивное изложение Маслоу звучит примерно так: если предпочесть нижний уровень потребностей высшим, вам суждена богатая в материальном отношении, однако эмоционально и духовно бедная жизнь. Смысл — это роскошь: в какой-то момент хотелось бы вкусить и его, как прочую роскошь — дорогие часы, сумочку, автомобиль.

Я бы хотел подсунуть вам другую концепцию: смысл — не роскошь, а насущная необходимость. Да, брюхо чем-то наполнить надо и разум тоже, но и самую жизнь нужно наполнить чем-то. Наполнить высоким значением, измеримым в понятиях человеческих — мощной благодатью и вкрадчивой силой Смысла.

Читайте материал по теме: Мы все теперь живем в Энронии

Что творится с обществом, где смысл превращается в роскошь, что-то вроде эскадрильи частных самолетов, приманки для праздных богачей?

В качестве «потребителей» мы ищем «всегда низкие цены» и не вспоминаем, как оживали район, семья, повседневность в присутствии «нашего мясника», «нашего булочника».

В качестве «граждан» мы отправляемся «голосовать» за «кандидата», представляющего наши сиюминутные, узкие, а то и губительные интересы — и к черту общее благо.

Как «работники», «руководители», «лидеры» мы превращаемся в марионетки бесстрастных машин, рабов рынка, орудия, обслуживающие всевозможных акционеров, и ничего не остается от думающих, чувствующих, оценивающих людей, которые могли бы постоять за достойную долговечную этику даже перед лицом трудностей, испытаний и катастроф.

Так экономика, общество, политика, города и местечки, культура и принципы, надежды на будущее и нынешние желания крошатся, трескаются, разлетаются в прах. И это — вечная история с нашим жалким здесь и сейчас, с нашим никчемным статус-кво.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

Смысл, таким образом, не просто потребность — обязанность. Он пребывает среди нас, как общий опыт человечества. Он выходит за узкие рамки одинокой личности и соединяет нас милостью и целью, приобщая ко всему человечеству. Обрести смысл — значит вложиться в то, что нам важно, что мы клянемся любить. Мы не «выражаем свои ценности», мы учимся ценить то, что вовеки важно человечеству, выходя за узкие пределы собственного бытия, идем путем тех, кто рядом и вокруг, к дальнему рассветному горизонту общего блага.

Скажу резче: «кто отстанет, провалится в ад» — так звучит девиз всех пузырей в истории человечества, а когда смысл из необходимости превращается в роскошь, в потребность, которую можно и не удовлетворять, а не обязанность, от которой нельзя уклониться, все наши действия сводятся к яростному накачиванию пузыря пустоты — пузыря банальности и фальши, и он уже раздулся так, что вот-вот лопнет, а все достойное, истинное, благородное вокруг хиреет. Мы, словно узники, бродим по серому периметру человеческого потенциала. Человеческое Я — дешевый товар в магазинах, где все по пятаку, человеческая душа — лотерейный билетик, раздувается пузырь маккиавеллианского нарциссизма, а когда он лопнет, останутся у нас лишь смутные воспоминания, ведь все эти годы мы и не приближались к солнечным пикам подлинного бытия. Когда смысл ставят на последнее место, человек бредет по жизни, словно лунатик, словно зомби, танцующий балет в пустом театре, где сам себя запер.

Революционер психоанализа Франц Фанон писал об «отверженцах Земли». Обитатели трущоб, нелегальные мигранты, полурабы, отрабатывающие свой долг, эксплуатируемые дети, крестьяне, едва прокармливающие самих себя, три миллиарда человек, живущих на 2,5 доллара в день, а то и меньше — вот отверженцы страдающей, тянущей из себя жилы Земли. Для нас, в наших блестящих титановых пузырях бизнес-класса они невидимы, как Земля неразличима с дальних звезд — мусор, отбросы человечества, по которым, мимо которых мы проходим каждый день.

Читайте материал по теме: Инвестируйте в свою жизнь

Отрицать ответственность — значит отрицать свободу воли. Если с нашей точки зрения обитатели трущоб, мигранты, все эти забытые миллиарды могут не беспокоиться о смысле жизни, значит, отверженные Земли в наших глазах такие же потребители: мы не желаем видеть «их» полный потенциал, мы низводим «их» до чего-то меньшего, чем человеческое, и, пытаясь провести жесткую границу между «ними» и «нами», дегуманизируем и себя, превращаясь в самом грубом смысле это слова во вместилища потребностей, а не авторов своей судьбы.

Ибо смысл — суть человеческого существования: вы и я, будучи представителями вида Homo sapiens, постоянно ищем мельчайшие проблески смысла в путанице и гуле окружающего мира, и этим поиском определяется наша доля — не просто живых существ, но людей.

Итак, это не проблема развитого мира — это поиск всего человечества. Сочтете смысл роскошью, а макЕду, мегамаркеты и выплату кредитов насущной необходимостью, и соты офиса заменят вам открытую дорогу, секс — чувства, цена будет вместо цели.

Вы и я, каждый из нас живы не только расслабленной потребительской тягой к комфорту и удовольствию, но вечным человеческим долгом находить в мире смысл. Жить не только ради мгновенного самоудовлетворения, но ради реализации своего потенциала и долгосрочного следа в мире — с каждым малым, но яростным и сосредоточенным деянием, смиренно празднуя привилегию человека.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

«Угнетенные верят всему дурному, что о них скажут», — утверждал великий Фанон. Если вы и я, при всех наших iШтуках и интернетах, богатстве и защищенности, угнетены — не просто обречены крахом наших институтов на макбудущее, стагнацию, потерю поколений, но и придавлены провалившейся парадигмой смыслов, не знаем больше, что значит жить хорошо, наши эмоции размыты, общественное чувство уничтожено, как старого друга, мы обнимаем веру в ничтожность своего потенциала — то, унижая смысл, суть человеческого опыта, сводя его к статусной штучке, вроде дизайнерской сумочки или часов-побрякушек, мы сами себе оккупанты и угнетатели.

Подлейшая несправедливость по отношению к отверженцам Земли — предлагать им в первую очередь сделаться потребителями, а уж в последнюю — людьми, заманить их вслед за нами в бессмысленный и беспощадный цикл ненависти к себе, оставив «им» единственную надежду — быть «работниками», изготавливающими цацки в удовлетворение «наших» ненасытных и праздных аппетитов. Среди малых милостей, оказываемых людьми друг другу, вероятно, главная — и не важно, для богатых или бедных — обещание лучшей жизни, полной, истинной, благородной, а не узкой, пустой и поддельной. Об этом — любовь, и революция — тоже об этом.

Нет, я не предлагаю наполнить брюхо смыслом. Но и жизнь макмусором не наполнишь. Согласен, перед лицом всевозможных трудностей приходится быть прагматичным, неумолимо реалистичным, сжать челюсти, держать нос по ветру. Но под тяжестью бедствий и катастроф едва ли что можно счесть более прагматичным поступком, чем поднять голову, хоть на миг, и вдохнуть звездный воздух.

Читайте по теме: