Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Не приносите плохое настроение из офиса домой

Джон Балдони

Оставьте стресс на работе

Джеки Коулмен,  Джон Коулмен

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Когда (и почему) не стоит заниматься чужими задачами

Верджил Фентерс,  Маргарет Лучано,  Семин Парк,  Скотт Танненбаум,  Эми Бартелс

Не устаешь поражаться тому, сколько умных вещей было сказано давным-давно — и как плохо мы их помним.

Игорь Харичев, гендиректор журнала «Знание — сила», каждый номер которого наполнен интереснейшими и всегда точными сведениями из самых разных областей знания, он же — автор увлекательных фантастических романов о нашем сегодняшнем времени, приводит «короткую, но очень яркую цитату» из одной книги:

«Людей, познавших вкус свободы и ощутивших собственные права, не просто убедить мириться с посягательствами на то и другое…».

Человек, привыкший думать, обязательно попытается напомнить самому себе смысл этих слов: Свобода, Права и Посягательства на них…

И еще одна цитата из той же книги: «…При деспотическом (то есть единоличном, не считающемся с мнением граждан. — М. Ч.) правлении высшая доблесть состоит в том, чтобы править исключительно посредством приказов, отвергая все способы, кроме принудительных».

А, может, и ничего?.. Если приказы правильные и начальники помельче будут их принудительно исполнять?.. Но оказывается — «чего».

Первое издание этой книги, написанной шотландцем Адамом Фергюсоном, вышло, извините, в 1767 году! И этот умный человек 250 лет назад понимал то, до чего сегодня множество людей никак не может додуматься. А именно — что «вследствие этой политики постепенно становятся невостребованными способности человека к пониманию и чувствованию (!), равно как и его воображение (!); и так же гладко и постепенно, как происходило ранее накопление достижений человечества, действовавшего в обществе на принципах свободы, происходит вырождение его (!) под влиянием вышеописанных злоключений».

Иными словами — авторитарное правление ведет к оглуплению, к примитивизации членов общества — вплоть до того, что притупляется воображение… Но чтобы додуматься до этого — надо, конечно, включить мозг.

Жители огромной, самой большой в мире страны (увы — не граждане, вернее — граждане только по паспорту, где указано наше российское гражданство) жалуются президенту на то, что в их доме плохо работает водопровод. И тот дает команду о ремонте. Водопровод-то исправляют, но это лишает людей инициативы. Они уже не добиваются порядка у себя на месте — в городке, поселке, в селе. Они отвыкли от защиты своих прав на нормальную жизнь у себя дома. У них нет мысли об устроении гражданского общества (гражданского — это значит общества сограждан, решающих свои проблемы независимо от государства — или выставляя ему свои требования), способного защищать эти права.

…Поневоле всплывают в памяти заученные в школе некрасовские строки про бабушку Ненилу, попросившую у бурмистра Власа лесу на починку избушки. А он отвечал — «нет лесу, и не жди, не будет!». Понимай — самому нужно! В крепостные времена в России слова «распил» не знали. Но само действие, им обозначаемое, было очень даже хорошо известно.

А что же бедная Ненила?

«Вот приедет барин — барин нас рассудит,

Барин сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу», — думает старушка.

Что получилось на деле — каждый сам может узнать, открыв стихотворение «Забытая деревня».

Продолжаю ссылаться на очень умных. К таковым относился известнейший психолог и философ Карл Юнг. К нему обратились с вопросами сразу же после разгрома нацистов, 11 мая 1945 года. Многих интересовало — как такое могло случиться почти с целой нацией?.. И что, собственно, делать немцам после ставших известными миру немыслимых злодеяний?..

Юнг в своих ответах опирался на изучение психологии больных немцев, которых лечил. Он полагал, что успех лечения связан с тем, «чтобы заставить немцев признать свою вину» — то есть вину коллективную. Если просьба о лечении исходит от тех, «которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. <…>Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение».

Юнг считал, что немцы поддались античеловеческим нацистским идеям (например, необходимости поголовного уничтожения всех евреев, включая грудных детей — их живыми швыряли в ров вслед за убитыми родителями и засыпали землей, смазывали им губы мгновенно действующим ядом и т. п.) «вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам…». Так это или не совсем так, но здесь есть над чем задуматься нам всем.

Когда Юнга (швейцарца) спросили: а не «относится ли это также и к нам, швейцарцам, германцам по происхождению», он дал неожиданный ответ: «Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью».

Страшные идеи, овладевшие множеством немцев, Юнг называл демонами. «Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов (население Германии в начале 1940-х. — М. Ч.), то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы. <…> Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм». И далее великий психолог высказывает мысль, которая должна бы заставить насторожиться и всерьез задуматься нас, граждан России: «Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в не меньшей мере присуща и другим — победоносным нациям <…>. Спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности».