Чем полезен кризис | Большие Идеи

・ Феномены

Чем
полезен кризис

Нам повезло, что правила поменялись.

Автор: Ицхак Адизес

читайте также

Уместен ли вопрос «Каковы мои карьерные перспективы?»

Борис Щербаков

Наука и бизнес

Инфографика. Надоели слайды? Попробуйте рисунки

Кроули Стефани Иллюстрации: Макджин; Дэниель Текст:

Какими должны быть эмоциональные границы на работе

Грег МакКеон

Компании трясет и ломает на ухабах глобального финансового кризиса, но так ли уж вреден для них этот кризис? Люди всегда страшатся перемен, особенно если они налетают быстро и неожиданно. Но любые перемены несут с собой новые возможности — правда, если вы к ним готовы.

Так что же приносит с собой кризис — вред или пользу? Начнем издалека.

Вспомните, как часто мама или жена говорили вам после горячей ванны: «Не выходи сразу на улицу, там ветер». Боятся, что вы простудитесь. Но вот в Финляндии после сауны принято, пропотев, выбежать на холодный снег. И финны не только не заболевают после этой процедуры, а закаляются и становятся здоровее. Жители Сибири даже в пожилом возрасте купаются в прорубях, и им все нипочем. А вот если бы я попробовал прыгнуть за ними, то сразу слег бы с воспалением легких и отошел в мир иной.

Почему резкие перемены одних закаляют, а других губят? Мы заболеваем не от ветра, не от холодной воды, а от неготовности к новым условиям. Это же относится и к организациям. Те из них, что подготовились к переменам, становятся сильнее, а неподготовленные оказываются на грани гибели. Эволюция, прямо по Дарвину.

Расскажу случай из своей практики.

Как-то я консультировал автомобильную компанию Porsche. Питер Шульц, в то время президент компании, рассказал мне историю, которая приключилась вскоре после того, как он попал на эту должность. Его пребывание в компании началось с детального знакомства с ней: он обходил все отделы, чтобы представиться и вникнуть в работу каждого подразделения.

В конструкторском отделе он спросил, участвует ли Porsche в гоночных соревнованиях Le Mans (считается главной гонкой для компаний, производящих спортивные машины). «Нет, — ответили ему, — не участвуем». Это было странно, ведь Porsche — один из лидеров в производстве гоночных машин. Тогда Питер поставил перед ними амбициозную задачу: «Давайте сконструируем машину, которая победит в гонке Le Mans!».

Инженеры серьезно отнеслись к делу. Они работали без устали днем и ночью, сконструировали сначала двигатель, а затем и весь гоночный автомобиль. После испытаний машину отправили на Le Mans и — о, чудо! — она пришла первой.

Потом было большое и шумное празднование победы… Правда, недолгое. Оргкомитет гонок неожиданно изменил правила на следующий год, и только что созданный автомобиль не уложился в новый регламент. Нужно было все начинать сначала: заново проектировать, конструировать, тестировать.

Конечно, сразу упал боевой дух конструкторов. Но Питер был настроен иначе. Он подбадривал всех, говоря: «Поймите, нам повезло, что правила поменялись. Ведь они изменились для всех, а не только для нас. Кто теперь победит? Те, кто сможет быстрее и эффективнее приспособится к переменам. Кто отстанет, тот проиграл».

А фразу, которой он завершил ту свою речь, я с тех пор повторяю как заклинание: «Когда ничего не меняется, вперед выбивается посредственность».

Перемены закаляют сильнейших. Перемены дают им возможность оставить позади слабых и больных соперников. Перемены — ваш лучший союзник, если вы к ним готовы.