читайте также
В 2024 году промышленная группа КОНАР и Южно-Уральский госуниверситет запустили совместный проект по перезапуску инженерного образования в стране. Вместе они возродили факультет «Машиностроение и технологии», а с осени 2025-го откроют новую программу бакалавриата, разработанную при участии Школы управления «Сколково».
Запрос бизнеса был амбициозным — создать не просто программу подготовки инженеров для машиностроения, а модель, на которую будут равняться другие. Университет и компания с самого начала действовали как равноправные партнеры. КОНАР четко сформулировал образ выпускника: инженер, который на практике прошел все этапы создания продукта — от проектирования до финальной сборки — и способен не только решать технические задачи, но и работать в команде, проявлять инициативу, понимать, как его труд встроен в общий производственный цикл. В разработке программы, помимо преподавателей инженерных дисциплин и специалистов предприятия, участвовали философы, химики, филологи — чтобы обеспечить широту взгляда.
Изначально университет ориентировался на широкую применимость компетенций, бизнес — на адресность. В итоге выбрали универсальность: программа готовит инженеров для всей индустрии, а не только для одной компании.
Параллельно решалась и другая задача — как сделать профессию привлекательной. Машиностроение, особенно литейное производство, не входит в список «модных» направлений. Поэтому программа включает не только технический блок, но и тьюторское сопровождение, выбор дисциплин вне профиля, междисциплинарные связи, чтобы на выходе получался не просто литейщик, а инженер с широким кругозором и пониманием места своей профессии в мире.
Университеты должны стать интеллектуальными центрами, где формируются смыслы, компетенции и видение будущего.
Со стороны бизнеса это также требует зрелого подхода к партнерству. Что важно учесть компаниям при сотрудничестве с вузами:
- Формулируйте ожидания, но уважайте автономию
- Четко обозначьте, какими компетенциями должны обладать выпускники.
- Помните: университет — не корпоративный учебный центр. Его миссия шире — формировать образованного человека с мышлением, культурой и целостной картиной мира.
2. Откажитесь от устаревших ярлыков
Считается, что университетские процессы неповоротливы, но на практике это не всегда так. При заинтересованности обеих сторон новую образовательную программу реально разработать и запустить за год, особенно, если речь идет о партнерской коллаборации и практико-ориентированной логике. Темпы зависят от формата изменений, объема новых знаний и глубины переработки учебного плана.
3. Выстраивайте диалог в плоскости результата, а не процесса
Не диктуйте преподавателям, сколько часов математики ставить в программу и как выстраивать курс.
Вместо этого подключайте экспертов компании к учебному процессу точечно и осмысленно: мастер-классы, менторство, обратная связь по проектам.
4. Делайте ставку на осмысленные стажировки
Не экскурсии и формальные практики, а полноценная работа с целями, задачами, планом, наставниками и обратной связью.
Такой формат дает пользу и бизнесу, и университету, а также помогает синхронизировать ожидания.
Компании по-прежнему нередко воспринимают вузы как нечто социальное, далекое от реальности. Но это заблуждение. В современных университетах сосредоточены ресурсы, которые важны для бизнеса: люди, экспертиза, пространство для экспериментов и совместного развития. Пришло время рассматривать университеты не только как участников образовательного процесса, но и как полноправных игроков бизнес-среды.