Хотите быть креативными? Ничего не делайте | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите быть креативными? Ничего
не делайте

Лучший совет, который поможет быть креативным

Автор: Брюс Дейсли

Хотите быть креативными? Ничего не делайте
Фото: MirageC/Getty Images

читайте также

Чудеса Али-Бабы

Веньяра Амин,  Мин Цзэн,  Ривз Мартин

Неуправляемые госкомпании

Ашурков Владимир,  Навальный Алексей

Я устал. Я ухожу?

Ирина Пешкова

Умные города и еда из пробирки

Соколов Александр

Представьте себе продуктивный день. Как он выглядит? С чего начинается? Вы рано встаете, вычеркиваете дела из списка задач одно за другим, затем пьете тройной шот кетогенного кофе и беретесь за особенно тяжелую задачу? А теперь представьте себе креативный день. Вы подолгу сидите, мечтательно смотрите вдаль и держите наготове ручку и лист бумаги? Мало у кого эти два дня выглядели бы одинаково. К сожалению, мы думаем о них как о противоположностях.

Современный мир одержим продуктивностью. Мы постоянно читаем о лайфхаках других менеджеров и пытаемся стать как можно эффективнее. Со всех сторон нас окружают книги, статьи и лекции: нам советуют выделять блоки времени, выключить все, что может нас отвлечь, и работать в тихом месте, где можно достичь максимальной концентрации. Но это неустанное стремление к продуктивности бьет по креативности, которая сегодня тоже очень важна. Все мы слышали, что в будущем, когда машинное обучение и искусственный интеллект возьмут на себя поверхностную, рутинную работу, самыми ценными качествами станут  изобретательность и находчивость.

Как же нам создать условия для творчества, когда наш рабочий ритм заточен на механическое выполнение задач из списка?

Например, сценарист Аарон Соркин (автор телесериала «Западное крыло» и таких фильмов, как «Человек, который изменил все» и «Социальная сеть») признался в интервью The Hollywood Reporter, что принимает душ по шесть раз в день. Соркин не боится бактерий, но, когда ему не пишется, принимает душ, переодевается в свежую одежду и начинает заново. В его профессии нужно писать что-то свежее каждый день, а иногда и каждый час. Однажды Соркин понял, что лучшие мысли приходят к нему в голову не в минуты панической концентрации, а в душе, установил его прямо в углу своего кабинета и теперь регулярно им пользуется. Он называет этот эффект «перезагрузкой»: после душа идеи начинают рождаться с новой силой.

Мысль принимать душ шесть раз в день покажется многим странной — и, конечно, не у всех есть такая возможность, — но идея Соркина напомнила мне лучший совет о креативной работе, который я слышал в жизни.

В 1939 году Джеймс Уэбб Янг, начальник рекламного агентства на Мэдисон-авеню, написал подробное руководство по творчеству и назвал его «Методика создания идей». В этой короткой книге Уэбб Янг напоминает, что «идея — это не больше и не меньше, чем сочетание старых компонентов». С его точки зрения, креативность — это способность замечать новые связи между знакомыми мыслями. Через 50 лет Стив Джобс высказал похожую мысль: «Креативность — это просто совмещение разных вещей. Спросите творческих людей, как они что-то сделали, и им станет немного стыдно: они ничего не сделали, они просто что-то увидели. В какой-то момент это показалось им очевидным, потому что они могут синтезировать из своего старого опыта новые идеи».

Уэбб Янг тоже предлагает удивительно простую методику творческого мышления.

Во-первых, соберите материалы, которые относятся к вашей сфере интересов и могут заставить вас подумать о чем-то новом. Уэбб Янг предупреждает, что это планомерный, трудоемкий и не слишком приятный процесс. Лично я на этой стадии читаю старые вкладки в Chrome, заставляю себя добраться до конца статей, которые отложил на черный день, и вообще погружаюсь в чужие мысли.

Затем нужно усвоить эти материалы. Уэбб Янг предлагает вести заметки на маленьких карточках (как будто вы готовитесь к школьному экзамену) и искать связь между карточками (как будто решаете головоломку). Уэбб Янг опять же предупреждает, что это не очень приятное занятие. В какой-то момент он предлагает перемешать карточки, чтобы поискать новые связи. Я использовал для этого самоклеящиеся листочки, а иногда рисовал огромные схемы (майндкарты) на больших листах бумаги.

Последняя часть метода вызовет у современного ревнителя продуктивности ярость: нужно просто ничего не делать. Уэбб Янг призывает нас каким-нибудь образом отвлечься от проблемы и поручить ее подсознанию (Аарон Соркин, как вы уже знаете, принимает для этого душ). Забудьте о проблеме и максимально вытесните ее из своего разума, а затем обратитесь к чему-то, что стимулирует ваше воображение и эмоции, советует Янг. Он считает, что после такой, зачастую неприятной подготовки «идеи приходят из ниоткуда»: на прогулке, во время прослушивания музыки, в кино или, как мы уже выяснили, в душе.

Многие могут подтвердить, что этот испытанный временем метод действует. Лучшие идеи действительно приходят именно тогда, когда мы как будто ни о чем не думаем. Даже в новейшей истории тому есть множество примеров. Лин Мануэль Миранда рассказывал, что идея успешнейшего мюзикла «Гамильтон» пришла к нему, когда он пытался расслабиться на мексиканском пляже. Кевин Систром, создатель Instagram, тоже придумал свое знаменитое приложение во время прогулки у моря в Мексике. Ко многим руководителям лучшие идеи приходят во время отдыха — это лишнее доказательство, что творчество требует не глубокой продуктивной концентрации, а чего-то более отвлеченного.

Специалисты по нейронаукам отметили бы, что именно в моменты отдыха мозг переходит в пассивный режим. (https://www.sciencedirect.com/topics/neuroscience/default-mode-network) Пассивный режим работы мозга был открыт в 1970-е годы, когда ученые заметили: даже когда человек отдыхает, его нейроны активно работают. Мы оказываемся в этом состоянии, когда отвлекаемся и наши мысли уходят куда-то очень далеко. Это происходит, например, когда нам скучно. Но современное общество практически искоренило скуку: нас постоянно поджидают какие-нибудь внешние стимулы. И из-за этого мы разучились дремать наяву, погружаясь в пассивный режим.

Желание стать продуктивнее — абсолютно логичный ответ на растущие запросы. Но постоянный поиск эффективности может зайти слишком далеко. Если мы действительно ценим оригинальные и креативные мысли, нужно признать, что продуктивность и креативность могут мешать друг другу. Для продуктивности нам нужно сфокусироваться, а для креативности — «расфокусироваться».

Если ваш рабочий день — это просто бесконечная череда встреч и писем, вспомните душ Аарона Соркина и спросите себя: «Когда я смогу подумать?» Отложите список дел, отойдите от рабочего стола и поставьте подкаст, который слушаете, на паузу. Пусть каждый день у вас будет время для безделья. Позвольте своему мозгу расслабиться — возможно, именно тогда родится ваша лучшая идея.

* деятельность на территории РФ запрещена